ВходРегистрация

Бомбардировщик "Вулкан"

Бомбардировщик "Вулкан"

Работы над проектом тяжелого самолета - носителя ядерного оружия на фирме Авро начались в 1947 году под руководством главного конструктора Р.Чедика. Министерство авиации Великобритании поставило целый ряд довольно жестких требований к будущей машине. Нужно было обеспечить большую грузоподъемность, большую высоту и дальность полета, высокую дозвуковую скорость. При этом самолет должен был иметь массу не более 45360 кг и взлетать с существующих в империи аэродромов.

Конструкторская группа фирмы пришла к выводу, что самолет обычной схемы не сможет вписаться в отведенные весовые нормативы. В связи с этим после тщательного изучения различных схем была выбрана схема самолета с треугольным крылом. Такое крыло обладает большой внутренней емкостью для размещения двигателей, шасси и топливных баков и позволяет максимально снизить сопротивление воздуха, обеспечивает необходимую жесткость конструкции и хорошие взлетно-посадочные характеристики.

Разработка проекта бомбардировщика была закончена к концу 1947 года. До этого ни один самолет с треугольным крылом в воздух не поднимался. С целью получения необходимых экспериментальных данных, кроме продувок в аэродинамической трубе, была организована постройка и полеты летающих моделей разрабатываемой машины в одну треть величины.

Окончательные основные размеры бомбардировщика <тип 698> определились в апреле 1950 года, тогда же было начато строительство первого опытного образца. Это самолет сначала имел силовую установку, состоящую из четырех турбореактивных двигателей Роллс Ройс <Эвон> R.A. 3 с тягой 2950 кгс каждый. Первый полет он совершил 30 августа 1952 года. Позднее двигатели заменили на более мощные фирмы Армстронг-Сиддли <Сапфир> A.S. Sa.6 с тягой 3640 кгс каждый. Вскоре ему присвоили название <Вулкан>. В 1952 году, не дожидаясь результатов испытаний, Министерство авиации заказало 25 бомбардировщиков этого типа.

Год спустя, 3 сентября 1953 года, было проведено первое летное испытание второго прототипа. Он отличался формой воздухозаборников и установкой ТРД Бристоль <Олимп> с тягой 4300 кгс каждый. Летом 1954 г. этот самолет в одном из полетов при заходе на посадку потерпел аварию. Во время ремонта его частично модернизировали, усилив конструкцию крыла. Так же заменили двигатели.

В феврале 1955 года был облетан первый серийный <Вулкан> B Mk1. Но его летные характеристики не в полной мере удовлетворяли заказчика. Поэтому конструкторский коллектив фирмы продолжал совершенствовать машину. Была изменена передняя кромка крыла, установлена система автоматического повышения устойчивости. Двигатели заменены сначала на турбореактивные <Олимп> 102, а потом на <Олимп> 104.

Самолет имеет фюзеляж круглого сечения, состоящий из нескольких секций. В носовой расположена гермокабина экипажа. В средней части оборудован бомбоотсек длиной около 8,5 м. В толстой корневой части крыла расположены четыре турбореактивных двигателя. Треугольное крыло обеспечивает хорошие взлетно-посадочные характеристики. Весьма большие плоскости управления с бустерным приводом включают состоящие из нескольких секций элероны, расположенные на внешних частях крыла, и рули высоты, расположенные ближе к фюзеляжу.

Первоначальное число заказанных <Вулканов> возросло до 45. Летом 1957 года первая эскадрилья этих бомбардировщиков заступила на боевое дежурство.

По своим тактико-техническим характеристикам <Вулкан> B Mk1 относился к носителям ядерного оружия средней дальности. Он превосходил Ту-16 и B-47, но в отличии от них не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитными от атак истребителей ПВО. Необычная форма английского бомбардировщика, как выяснилось, давало дополнительное преимущество о котором ранее даже не задумывались. Оказалось, что <Вулканы> имеют пониженную радиолокационную заметность для РЛС, что в дальнейшем и было использовано в передовых технологиях самолетостроения.

Практически сразу же начались работы по модернизации бомбардировщика в носитель управляемых ракет. Первый такой самолет, получивший обозначение <Вулкан> B Mk2, был построен в июле 1958 года. Он получил более удлиненное крыло с увеличенными воздухозаборниками, новые двигатели, усиленное шасси и более совершенное оборудование. Была установлена и система дозаправки самолета топливом в воздухе. Под фюзеляж можно было подвесить одну УР <Блю Стил>. С конца 1960 года экипажи <Вулкан> B Mk2 приступили к несению боевого дежурства.

С вводом в строй всех английских ПЛАРБ с <Вулканов> сняли задачи по поражению стратегических объектов в глубине территории Советского Союза, одновременно перенацелив большую часть экипажей на решение оперативно-тактических задач. Для этого была проведена модернизация. В частности, установлена система огибания земной поверхности, что позволило выполнять полеты на сверхмалых высотах. <Блю Стил> с вооружения сняли, оставив свободнопадающие ядерные и обычные бомбы.

Боевую эффективность <Вулканов> удалось проверить в ходе англо-аргентинского конфликта в 1982 году. Несколько бомбардировщиков, перелетев из метрополии на остров Вознесения в Атлантическом океане, совершили налеты на Порт Стэнли, где их главной целью стали аэродром и аргентинские РЛС. Каждый бомбардировщик мог взять 21 бомбу массой до 450 кг каждая. Полет до цели занимал 15 часов. За это время приходилось делать несколько дозаправок от самолетов-заправщиков <Виктор>. Полностью выполнить задачу бывшим стратегическим бомбардировщикам так и не удалось. Видимо это окончательно убедило руководство Министерства авиации в решении снять <Вулканы> с вооружения, что и было сделано в конце 1982 года.

Один бомбардировщик <Вулкан> принял участие в съемках одной из серий фильма по книге Флеминга о приключениях суперагента 007 Джеймса Бонда. Злоумышленники угнали самолет Королевских ВВС, который должен был совершать тренировочный полет с атомным оружием на борту. К моменту съемок самолет перестал быть секретным оружием и командование позволило отснять боевую машину на авиабазе.

стопроцентный ремонт копировальных аппаратов xerox

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!