ВходРегистрация

Бомбардировщик Ту-16


Первым советским реактивным бомбардировщиком, предназначенным для решения стратегических задач, стал Ту-16. Работы по его созданию в КБ Н.А. Туполева начались в 1950 году. Конструкторский коллектив к тому времени уже имел определенный технический задел по реактивным бомбардировщикам с большой дальностью полета и быстро справился с аванпроектом. Однако, ход работ тормозило отсутствие надежного и мощного реактивного двигателя.

В 1951 году в КБ развернулись работы по так называемому проекту <88> - среднего стратегического бомбардировщика с турбореактивными двигателями АМ-3 конструкции А. Никулина. Особенность его компоновки заключалась в том, что два двигателя были прижаты к фюзеляжу.

В конце 1951 года первый опытный экземпляр бомбардировщика <88>, получивший обозначение Ту-16, был передан на летную базу для испытаний и доводки. 27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Н. Рыбко поднял его в воздух, а в декабре этого же года уже было принято решение о запуске самолета в серийное производство.

Полученная при испытаниях скорость 1012 км/ч превышала указанную в техническом задании. В то же время машина не достигала нужной дальности и прежде всего по причине перетяжеления конструкции самолета. А.Н. Туполев и ведущий конструктор Ту-16 Д.С. Марков организовали работу по снижению веса. Были облегчены все не силовые элементы конструкции, что в свою очередь вызвало необходимость установить ограничения на максимальную скорость полета на малых и средних высотах.

Усилия не пропали даром. Второй экземпляр <88> в апреле 1953 года превысил заданную дальность полета. Его масса была снижена по сравнению с первой машиной на 5,5 т.

Серийное производство Ту-16 наладили в г. Казани в 1953 году, а год спустя и на авиазаводе в Куйбышеве (ныне г. Самара). Оно продолжалось до 1962 года. Тем временем появился двигатель АМ-3М с тягой 9520 кгс, который и был установлен на последующих образцах. Первые серийные самолеты поступили в авиационные полки в начале 1954 года, а 1 мая того же года девятка Ту-16 пролетела над Красной площадью.

Ту-16 выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. Фюзеляж круглого сечения делился на пять отсеков. Экипаж из шести человек размещался в двух герметических кабинах, защищенных броневыми плитами и стеклами. Шасси трехопорное. Основные стойки убирались в крыльевые гондолы.

Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей АМ-3А или РД-3М. Их питание производилось от 27 фюзеляжных и крыльевых баков мягкой конструкции. В них можно было заправить 41400 л керосина.

Самолет имел один бомбовый осек. В него можно было загружать бомбы до 9000 кг включительно. Прицеливание при бомбометании производилось с использованием оптического или радиолокационного прицела. Оборонительное вооружение состояло из семи пушек АМ-23 калибра 23 мм. Одна из них устанавливалась неподвижно, а остальные - в спаренных огневых установках с дистанционным управлением.

Вслед за базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и ракетоносец Ту-16КС. Последний предназначался для нанесения ударов по объектам без входа в зону действия средств объектовой системы ПВО противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты КС-1. Радиус действия Ту-16КС составлял 1800 км, дальность пуска ракет - 90 км.

Однако такой боевой радиус не позволял решать большой круг задач и был явно недостаточен. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки топливом в воздухе. В 1955 году на испытания вышли опытные экземпляры самолета-заправщика и заправляемого самолета. После принятия на вооружение этой системы в заправщики (получили обозначение Ту-16З) переоснащались серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный бак легко снимались, летающие танкеры быстро могли быть переделаны в бомбардировщики.

В 1955 году на испытания поступил разведчик Ту-16Р. После их успешного завершения этот самолет строился серийно в двух вариантах - для дневной и ночной разведки. В том же году конструкторы приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10С и систему наведения на базе бортовой РЛС для поражения авианосных ударных соединений. Этот комплекс поступил на вооружение в октябре 1961 года.

С 1959 года на Ту-16 начали отрабатывать новую РЛС, значительно расширявшую боевые возможности самолета. Одновременно в ОКБ А. Микояна и А. Березняка велись работы по созданию новых крылатых ракет класса <воздух-поверхность>. В результате появился воздушный ударный комплекс К-11-16, принятый на вооружение в 1962 году. Самолеты Ту-16К-11-16 (также применялось обозначение Ту-16КСР с добавлением цифры 2, 5 или 11 в зависимости от типа ракеты) переоборудовались из ранее выпущенных машин и могли нести по две ракеты типа КСР-2 или КСР-11 на крыльевых балочных держателях. Эти КР имели дальность пуска 230 км, комбинированную систему наведения и могли оснащаться ядерной или обычной головной частью. В том же году началась разработка нового комплекса - К-26 с крылатой ракетой КСР-5, имевшей дальность полета до 400 км. Со второй половины 60-х годов он стал поступать для оснащения самолетов-ракетоносцев. Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты радиоэлектронной борьбы, также называемые постановщиками помех.

По своим характеристикам и компоновке детище туполевцев оказалось на столько удачным, что позволило без особых проблем создать на его основе первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.

Поставлялся Ту-16 и в ряд зарубежных стран. Летом 1961 года 25 машин в варианте носителя ракет КС-1 были поставлены в Индонезию. К началу <шестидневной войны> Египет имел в боевом составе своих ВВС около 20 самолетов этого типа, но из-за ошибок военного руководства страны уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египтяне приобрели партию Ту-16К-11-16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по израильским РЛС и другим объектам, причем была потеряна всего одна машина. Восемь бомбардировщиков Ту-16 в составе иракских ВВС участвовали в войне с Ираном.

С 1958 года начались поставки самолета в Китай. Однако после осложнения отношений с Советским Союзом китайцы организовали производство Ту-16 на своих авиазаводах. На то время он был единственным стратегическим средством нанесения ядерного удара в вооруженных силах КНР и с 1968 по 1987 год китайцы построили 120 таких самолетов под обозначением <Хун-6> (H-6D). Последние варианты были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе бортовую ЭВМ и новую обзорную РЛС.

Ту-16 - долгожитель стратегической авиации. Только американский B-52 и советский Ту-95 могут сравниться с ним по долголетию. Часть этих машин эксплуатировалась в боевых частях до 1994 года, когда было принято решение о снятии Ту-16 с вооружения. Многие элементы его конструкции стали классическими для тяжелых бомбардировщиков. И тем не менее ему не суждено было стать основным стратегическим бомбардировщиком из-за ограниченной дальности полета

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!