ВходРегистрация

Советская атомная подводная лодки проекта 667Б ... БДРМ


В 1973 году в боевой состав советского ВМФ вводится первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения типа <Мурена> (проект 667Б), вооруженный 12 ракетами Р-29. Разработка этой ракеты началась в сентябре 1964 года. Техническим заданием предусматривалось создать БРПЛ, способную поражать стратегические объекты из удаленных районов Мирового океана, где у вероятного противника отсутствовала эффективная противолодочная оборона, или из акваторий надежно прикрытых силами советского ВМФ и авиацией. В крайнем случае ракеты могли быть запущены прямо из баз.

В 1965 году началась работа над проектом 667Б атомной ракетной лодки с комплексом Д-9, которая должна была сменить в постройке АПЛ 667А. Главным конструктором был назначен С.Н. Ковалев. При проектировании был выбран путь наименьших переделок исходного проекта. Такой подход позволял добиться экономии финансовых средств и времени постройки серии кораблей. Значительной переработке подвергся ракетный отсек. Число пусковых шахт пришлось уменьшить до 12, одновременно увеличив их диаметр. Высота надстройки за рубкой значительно возросла и силуэт субмарины приобрел характерный для лодок этой серии <горб>. Конструкция пусковых установок обеспечивала надводный старт ракет при волнении моря до восьми баллов. Но изжить такой недостаток, как высокий уровень шума и сравняться по этому показателю с американскими ракетоносцами не удалось.

Было модернизировано оборудование лодки. Особое значение придавалось системам, предназначенным для обеспечения ракетной стрельбы на межконтинентальную дальность. К сожалению, в то время в Советском Союзе еще не были разработаны навигационные комплексы, позволявшие с высокой точностью определять место и курс подводной лодки, что заметно снижало точность попадания головной части. На лодке установили системы автоматической предстартовой подготовки и старта ракет, что позволило добиться высокой боеготовности.

Головная лодка передана Северному флоту в 1972 году. Всего же в течение 1972 - 1977 годов в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре построено 18 лодок этого типа.

 

Возрастание дальности полета ракеты позволило выбрать районы патрулирования ракетных подводных крейсеров поближе к своим базам, где надводный флот мог обеспечить довольно надежное прикрытие. Подлодки имели и собственные средства самообороны - торпедное оружие. С вводом в строй <Мурен> резко повысилась боеготовность и боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Лодки этого типа в 1997 году продолжали находиться в боевом строю. В то же время к концу этого века они будут сданы на слом.

Однако, при большей длине <Мурены> несли на четыре ракеты меньше, чем <Наваги> и американские ПЛАРБ всех типов. Кораблестроители по требованию военных взялись этот недостаток исправить. Путь был выбран самый простой. За счет увеличения длины ракетного отсека на 16 м удалось дополнительно разместить еще четыре пусковые шахты. Так появились ракетные подводные крейсера проекта 667БД (<Мурена-М>), которых построили четыре единицы. Головная лодка К-182 <Шестидесятилетие Великого Октября> была сдана флоту 30 сентября 1975 года, а последняя 30 декабря этого же года.

В 1973 году в ЦКБ-18 начались работы над проектом 667БДР <Кальмар> атомной подводной лодки, предназначенной для размещения БРПЛ Р-29Р с разделяющейся головной частью. Он стал дальнейшим продолжением своих предшественников. Значительных конструктивных изменений вносить не стали. Выросла на 2,5 м общая высота ракетного отсека, что, естественно, повлекло увеличение водоизмещения. Установили более совершенное навигационное и радиоэлектронное оборудование. Изменилась конструкция кормовых рулей. Субмарина стала менее шумной.

В период с 1976 по 1982 год Северный и Тихоокеанский флоты получили от судостроителей Северодвинска 14 таких атомоходов. Головная лодка К-441 вступила в строй в декабре 1976 года. Все они находятся в боевом строю российского ВМФ.

С 1986 года советский ВМФ стал пополняться новыми ракетоносцами типа <Дельфин> (проект 667БДРМ). Не трудно догадаться, что это была очередная модификация первенца в семействе РПК СН - <Наваги>. Своим появлением <Дельфины> обязаны с одной стороны принятию на вооружение удачной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54), созданной в КБМ В.П. Макеева, а с другой стороны разочарованию, которое наступило после накопленного опыта эксплуатации <Акул> и сравнения их характеристик с американскими <Огайо>. К тому же ракетная система <Тайфун> оказалась очень дорогой.

Новый советский подводный ракетоносец не претерпел больших конструктивных изменений по сравнению с лодками проекта 667БДР. В очередной раз были увеличены высота ракетного отсека и общая длина корпуса. Несколько изменилось торпедное вооружение. Появилось более совершенное оборудование. Но главное, удалось значительно уменьшить шумность субмарины, что сразу заметили американские противолодочные силы. <Дельфины> стали последними советскими подводными ракетными крейсерами стратегического назначения. Головная лодка К-51 вступила в строй 29 декабря 1985 года, а последняя К-407 - 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев этого проекта.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!