ВходРегистрация

Американская МБР "МХ"

В 1972 году специальная правительственная комиссия занималась исследованием перспектив развития стратегических ядерных сил США до конца 20 века. По результатам ее работы администрация президента Р. Никсона выдала задание на разработку перспективной МБР, способной нести РГЧ с десятью боевыми блоками. Программа создания такой ракеты получила шифр <МХ>.

Этап перспективных исследований продолжался шесть лет. За это время было изучено полтора десятка проектов ракет со стартовой массой от 27 до 143 т, представленных различными фирмами. В результате конкурсного отбора был выбран вариант трехступенчатой ракеты с массой около 90 т, способной размещаться в модернизированных пусковых установках ракет <Минитмен>.

В период с 1976 по 1979 год проводились интенсивные экспериментальные работы, как по конструкции ракеты, так и по возможным вариантам ее базирования. В июне 1979 года президент Дж. Картер принял решение о полномасштабной разработке новой МБР. Головной фирмой стала <Мартин Мариэтта>, представителям которой поручили координацию всех работ.

В апреле 1982 года начались стендовые огневые испытания маршевых двигателей ступеней, а спустя год, 17 июня 1983 года, ракета впервые стартовала и пролетела около 7600 км. Одновременно с летными испытаниями велись проработки по выбору возможного варианта базирования, а политики решали сколько же нужно таких ракет США. Первоначально рассматривались четыре концептуальных варианта: шахтный, мобильный наземный, мобильный подземный и воздушный. Предложений было много. Так, например, при размещении ракеты в воздухе планировалось создать специальный самолет-носитель, который должен был нести боевое дежурство способом барражирования в установленных районах и по сигналу сбросить ракету, предварительно проведя ее прицеливание. После отделения от носителя на ракете должен был включаться маршевый двигатель первой ступени. Легко представить крупные недостатки такого варианта.

Высоким чинам из Пентагона очень хотелось получить новейшую ракету с высокой степенью живучести. К тому времени основным способом ее повышения стал путь создания мобильных ракетных комплексов местоположение пусковых установок которых могло изменяться в пространстве. В качестве мобильного наземного варианта был выбран железнодорожный.

В 1986 году ракета LGM-118А, получившая название <Пискипер>, поступила на вооружение (в нашей стране она известна, как <МХ>). К тому времени было решено разместить 50 этих МБР в доработанных шахтах ракет <Минитмен-3> и 50 в железнодорожном варианте. Практическая отработка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) в то время еще и не начиналась.

Конструктивно <Пискипер> состоит из трех маршевых ступеней и РГЧ. При ее создании разработчики использовали все новинки в области материаловедения, приборостроения и электроники. Так корпуса всех твердотопливных ракетных двигателей выполнены из синтетических волокон, имеющих малый вес и высокую прочность. С целью повышения динамических характеристик двигателей конструкторы применили расширяющиеся сопла телескопического типа, что дало экономию общей длины ракеты. Корпус ракеты покрыт специальным защитным покрытием, обеспечивающим предохранение от горячих газов при старте и от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

МБР <МХ - трехступенчатая твердотопливная ракета с последовательным соединением ступеней, выполненных в одном диаметре. Первая ступень состоит из маршевого двигателя и хвостового отсека. РДТТ оборудован поворотным управляющим (по углам тангажа и рыскания) соплом, частично утопленным в камеру сгорания. Корпус двигателя изготовлен из композиционного материала на основе <кевлара>. Масса топливного заряда 44,6 т.

Вторая ступень включает маршевый РДТТ и соединительный отсек. Ракетный двигатель по конструкции почти подобен двигателю первой ступени. Отличительной особенностью является наличие выдвижного конического соплового насадка, позволяющего значительно увеличить степень расширения сопла и соответственно тягу двигателя. Для его выдвижения используется специальный пневматический привод. Масса топливного заряда 24,6 т.

Управление полетом на участке работы второй ступени по тангажу и рысканию осуществляется аналогично первой ступени за счет качания поворотного управляющего сопла. Для управления по крену на сопловом блоке второй ступени размещены два автономных блока. В состав каждого из них входят пороховой аккумулятор давления и управляющие сопла.

Третья ступень включает маршевый РДТТ и соединительный отсек. Двигатель имеет конструкцию сходную с двигателем второй ступени. Масса топливного заряда, по составу несколько отличающегося от зарядов на предыдущих ступенях, составляет 7,1 т. Управление полетом ракеты на участке работы третьей ступени по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения поворотного управляющего сопла.

Инерциальная система управления ракеты с бортовым цифровым вычислительным комплексом (БЦВК) типа <Мека> расположена в отсеке двигательной установки разделяющейся головной части, что также позволило добиться уменьшения общей длины МБР. БЦВК обеспечивает управление полетом на активном участке траектории, на этапе разведения боевых блоков, а также в процессе несения боевого дежурства и при подготовке к старту. Высокое качество приборов, учет погрешностей и применение новых алгоритмов обеспечили высокую точность стрельбы. КВО точек падения боевых блоков - около 100 м. Для создания необходимого температурного режима работы система управления в полете охлаждается фреоном.

На ракете <Пискипер> установлена РГЧ Мк21, рассчитанная на размещение 12 боевых блоков, аналогичных установленным на <Минитмен-3А>. В настоящее время головная часть комплектуется 10 боеголовками индивидуального наведения мощностью по 600 кт каждая. В сочетании с высокой точностью попадания такое боевое оснащение позволяет поражать точечные объекты сверхвысокой защищенности. Двигательная установка головной части обеспечивает разведение боевых блоков в пределах очень большой площади: 800 х 400 кв.км. Также разработан новый комплекс средств преодоления системы противоракетной обороны, включающий легкие и тяжелые ложные цели, различные постановщики помех.

Впервые американские конструктора для старта ракеты использовали способ <минометного старта>. Ракета помещена в контейнер, который устанавливается в шахте. Твердотопливный газогенератор, размещенный в нижней части контейнера, при срабатывании выбрасывает ракету на высоту 30 м от уровня защитного устройства шахты, после чего включается маршевый двигатель первой ступени.

По оценкам американских специалистов, боевая эффективность ракетной системы <МХ> в 6 - 8 раз превосходит эффективность системы <Минитмен-3>. В 1988 году на ракетной базе Уоррен закончилось развертывание 50 МБР этого типа в шахтном варианте. К тому времени на испытания поступил боевой железнодорожный ракетный комплекс. В его состав входили вагон - пусковая установка, вагон боевого управления, оснащенный необходимыми средствами связи и управления, а также другие вагоны, обеспечивающие функционирование всего комплекса. На полигоне министерства путей сообщения этот БЖРК проходил испытания до середины 1991 года. По их завершении планировалось развернуть 25 поездов по две пусковые установки в каждом. Все они в мирное время должны были находиться в пункте постоянной дислокации. С переводом в высшие степени боевой готовности командование стратегических наступательных сил США планировало рассредоточить все составы по железнодорожной сети Соединенных Штатов. Но подписание Договора СНВ-1 изменило эти планы. Железнодорожный комплекс так и не поступил на вооружение.

Всего было закуплено 114 ракет <Пискипер>. К середине 1995 года 31 МБР была использована для проведения пусков с различными целями. Ракета показала высокую надежность и эффективность.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!