ВходРегистрация

Бомбардировщик М-4


Первым серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия среди реактивных самолетов стал советский тяжелый бомбардировщик М-4 конструкции В. М. Мясищева, опередивший B-52, несмотря на то, что американцы приступили к созданию своей машины намного раньше.В. Мясищев, будучи профессором в Московском авиационном институте, подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс. км.

И.В. Сталин принял решение поручить В. Мясищеву разработку самолета, но ограничил эти работы очень жесткими сроками. 24 марта 1951 года постановлением Совета Министров СССР вновь воссоздается ОКБ-23, закрытое ранее, главным конструктором которого назначают В. Мясищева. Ему и поручается создание нового бомбардировщика. В июне главком ВВС утвердил тактико-технические требования, которые определяли следующие основные характеристики самолета <М>: максимальная дальность полета с бомбовой нагрузкой в 5 т должна составлять не менее 11-12 тыс. км, а скорость на высоте 9000 м - 900 км/ч.

В короткий срок был подготовлен и утвержден эскизный проект. Параллельно с ним прорабатывалась технология производства, ведь до этого самолеты таких габаритов и веса в Советском Союзе не создавались.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. В период проектирования в аэродинамической трубе ЦАГИ было продуто большое число моделей. В результате удалось создать относительно легкое крыло большого удлинения кессонной конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера.

В его корневой части крыла разместили два двигателя, каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное влияние при работе на различных режимах. Сопла двигателей были развернуты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что было необходимо для исключения воздействия горячих газов на фюзеляж и хвостовое оперение. Силовая установка самолета состояла из четырех ТРД АМ-3А конструкции А. А. Микулина с тягой по 8700 кгс.

При проектировании шасси конструкторы решили использовать велосипедную схему. В результате проработки различных вариантов был выбран вариант с передней <вздыбливающейся> тележкой и боковыми поддерживающими стойками на концах крыла. Практический опыт показал правильность принятого решения. В конце разбега нос машины приподнимался, и угол атаки увеличивался. Взлет происходил практически без вмешательства пилота. Тяжелый самолет хорошо держался на взлетно-посадочной полосе и довольно легко управлялся.

Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т. Для сброса бомб применялся радиолокационный прицел РПБ-4. Для самообороны самолет оснащался шестью спаренными 23 мм автоматическими пушками АМ-23. Экипаж бомбардировщика, состоящий из восьми человек, размещался в двух гермокабинах и имел катапультируемые кресла. Следует отметить, что примененный способ катапультирования вниз был неудобен и не обеспечивал спасение экипажа на малых высотах.

К концу 1952 года была закончена постройка первого опытного экземпляра. 20 января следующего года экипаж во главе с летчиком-испытателем Ф.Ф. Опадчим совершил на нем первый полет. Начавшиеся летные испытания затянулись до апреля 1954 года.

Максимальный полетная масса самолета составила 181,5 т, скорость полета на высоте 6700 м достигала 947 км/ч. В 1953 году к испытаниям был подключен второй опытный экземпляр, отличавшийся от первого уменьшенной на один метр длиной фюзеляжа, измененной конструкцией закрылков и передней стойки шасси. В результате внесения всех изменений масса планера уменьшилась на 850 кг. Одновременно развернулась подготовка к серийному производству. К этому времени бомбардировщик получил официальное обозначение <М-4>. Для ускорения испытаний руководители ВВС и министерства авиационной промышленности приняли решение проводить совместные государственные испытания, для чего подключили летчиков-испытателей из НИИ ВВС.

1 мая 1954 года опытная машина в сопровождении истребителей МиГ-17 приняла участие в воздушном параде над Красной площадью. Ее фотографии быстро появились в ведущих мировых изданиях. Это событие не на шутку встревожило американское руководство, которому стало ясно, в Советском Союзе создан межконтинентальный бомбардировщик, способный достичь территории США.

Испытания шли не совсем гладко. Если по всем основным характеристикам самолет удовлетворял предъявленным техническим требованиям, то по дальности полета с 5 т бомб нет, что крайне озаботило руководителей государства. И все-таки после ряда доработок решено было принять М-4 на вооружение.

Однако командование ВВС требовало улучшить его характеристики. В 1955-1957 годах на самолет установили более мощные и экономичные двигатели РД-3М, а затем РД-3М-500А, созданные в ОКБ под руководством П.Ф. Зубца. Их тяга на максимальном режиме была доведена до 9500 кгс. С новой силовой установкой дальность полета бомбардировщика составила 12500 км.

Вскоре началась отработка системы дозаправки самолета в воздухе. В носовой части фюзеляжа над кабиной штурмана установили <штангу> приема топлива. Был разработан и самолет-заправщик с необходимым оборудованием.

Тем временем конструкторский коллектив создал новую модификацию самолета, получившую обозначение <3М>. На ней установили турбореактивные двигатели ВД-7, которые при тяге 11000 кгс имели удельный расход топлива на 25% меньше, чем их предшественники, да к тому же были еще и легче. Летные характеристики самолета улучшились за счет установки нового крыла увеличенного размаха и хвостового оперения с более высокими характеристиками. Объем топлива также был увеличен за счет применения дополнительных подвесных баков. Максимальная масса бомбардировщика возросла до 193 т, а с подвесными баками - до 202 т.

Передняя часть фюзеляжа была перекомпонована и на метр удлинена. Обновилось навигационное оборудование, что позволило производить эффективное бомбометание с больших высот днем и ночью в различных метеоусловиях. 27 марта 1956 года экипаж во главе с летчиком-испытателем М. Галлаем совершил на новой машине первый полет.

В результате всех изменений дальность полета 3М составила 15000 км при одной дозаправке, что почти на 40 % больше по сравнению с М-4 при одинаковой бомбовой нагрузке. Наконец-то советские ВВС получили так давно желанный тяжелый бомбардировщик, отвечающий всему комплексу требований.

3М был принят на вооружение и запущен в серийное производство вместо бомбардировщика М-4. В 1959 году экипажи Н. Горяйнова и Б. Степанова установили на нем 12 мировых рекордов высоты полета и грузоподъемности, в том числе подъема с 10 т груза на высоту 15317 м.

С поступлением на вооружение новых стратегических бомбардировщиков, выпущенные ранее М-4 переделали в самолеты-заправщики (получили обозначение М-4-2).

Однако и 3М имел недостатки. Главным из них был малый ресурс двигателей ВД-7. В результате приходилось часто менять двигатели с целью выполнения на них регламентных работ и, как следствие этого, боеготовность самолетов была значительно ниже требуемой. Пришлось вернуться к ТРД РД-3М-500А - тем же, что и у М-4. Эта модификация самолета получила обозначение <3МС>. Его характеристики, естественно, ухудшились по сравнению с 3М, но все же были лучше, чем у М-4.

В 1960 году в строевых частях ВВС появился новый бомбардировщик 3МД с двигателями ВД-7Б с тягой 9500 кгс. На этой модификации было установлено более совершенное оборудование, улучшена аэродинамика самолета. Внешне он отличался удлиненной, заостренной носовой частью фюзеляжа со штангой приема топлива на конце. Несколько увеличилась площадь крыла. Впервые этот самолет был продемонстрирован в июле 1967 года на выставке авиационной техники в Домодедово.

В 60-е годы выпуск бомбардировщиков Мясищева постепенно стал свертываться. Всего было построено 93 самолета М-4 и 3М всех модификаций. В Советском Союзе решено было основные усилия сосредоточить на производстве межконтинентальных баллистических ракет. В связи с сокращением числа стратегических межконтинентальных бомбардировщиков часть машин была переоборудована в летающие танкеры для дозаправки топливом в воздухе остающихся на вооружении ударных самолетов 3М и Ту-95. Они получили обозначение 3МС-2 и 2МН-2 и отличались друг от друга в основном двигателями. На первом стояли ТРД РД-3М-500А, а на втором - ВД-7Б. К середине 80-х годов все ударные бомбардировщики конструкции В.М. Мясищева были сняты с вооружения и выведены в резерв, а потом ликвидированы на авиабазе в г. Энгельс. Самолеты-заправщики находились на вооружении до конца 1993 года.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!