ВходРегистрация

Бомбардировщик FB-111

После 1965 года командование стратегической авиации США пришло к окончательному выводу, что B-58 устарел и в следующем десятилетии не сможет решать возложенные на него задачи. Требовался самолет способный заменить его, при чем желательно - в кратчайшее время.

Исследования перспектив развития реактивной авиации, и бомбардировочной в частности, с определенной ясностью показали, что преодолеть перспективную насыщенную систему ПВО можно будет ударной группой, состоящей из самолетов, способных выполнять полеты на предельно малых высотах и обладающих большой скоростью полета.

Из всех возможных компоновочных схем планера для ударного самолета, отвечавших в достаточной степени целому комплексу разноплановых требований, наиболее приемлемой на то время оказалась схема самолета с изменяемой геометрией крыла. Она позволяла достигать оптимальных режимов полета на различных высотах и скоростях, а также при взлете и посадке машины.

В середине 60-х годов в США проходил испытания многоцелевой истребитель F-111, разрабатываемый фирмой Дженерл Дайнемикс в кооперации с Грумман и еще десятью фирмами по программе создания тактического самолета для ВВС и палубного истребителя ПВО флота. После оценки полученных в ходе полетов характеристик, специалисты ВВС сделали вывод о возможности создания на базе F-111 стратегического бомбардировщика средней дальности.

Для разработчиков это решение пришлось как нельзя кстати, так как руководство авиации флота отказалось от этой, слишком тяжелой для использования на авианосцах, машины. Они с энтузиазмом взялись за новое задание. К 1967 году все работы по переделке исходных вариантов (от сухопутного истребителя взяли фюзеляж, а от палубного - крыло) в бомбардировщик, получивший обозначение FB-111A, завершились. Он отличался увеличенным на 2,1 м размахом крыла, усиленной конструкцией шасси, двигателями (два ТРДДФ TF30-P-7 с тягой по 5600 кгс в безфорсажном режиме каждый), радиоэлектронным оборудованием и вооружением. Первый полет опытного самолета состоялся 30 июля 1967 года, а уже через год 18 июля в воздух поднялся первый серийный бомбардировщик.

Самолет FB-111A выполнен большей частью из алюминиевых сплавов, с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности в пределах от 16 до 72,5 градусов по передней кромке и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Летчики расположены в двухместной кабине рядом друг с другом. В случае аварийного покидания самолета она служит спасательной капсулой, отделяемой от планера линейным кумулятивным зарядом и реактивным двигателем. После отделения кабина опускалась на парашюте. Ранее такая схема спасения экипажа не применялась. Как выяснилось в процессе эксплуатации, эта конструкция не отличалась высокой надежностью и безопасностью. В результате несколько пилотов погибло при аварийном покидании самолета.

Применение крыла с изменяемой геометрией позволило получить хорошие взлетно-посадочные характеристики. Например, если французский <Мираж> IV при максимальной взлетной массе 32000 кг имел длину разбега 1700 м, то у FB-111A при взлетной массе 37700 кг этот же показатель - всего 900 м. Посадочная скорость у первого 260 км/ч, а у второго - 200 км/ч. Все это значительно упрощало пилотирование самолета.

По боевым возможностям FB-111A значительно превосходил B-58A, на замену которого он поступил. Его скорость на малой высоте с подвесным вооружением составляет 1150 км/ч. При этом высота полета при прорыве системы ПВО может быть от 60 до 150 м. Дальность полета при полном запасе топлива во внутренних баках достигает 6400 км. Вооружение самолета состоит из двух управляемых ракет AGM-69A (SRAM), размещенных в фюзеляжном отсеке, и 2-4 УР AGM-69B на внешних узлах подвески. Кроме этих ракет бомбардировщик может нести груз обычных или ядерных бомб общим весом до 10 т. Современные прицельно-навигационная система Mk-2В с инерциальной подсистемой навигации и бортовой ЭВМ, РЛС следования рельефу местности APQ-128 и РЛС управления огнем APQ-111 позволяют выходить на цель и поражать ее с высокой точностью. Цена одного самолета составила 12,5 млн. долларов.

Поставки бомбардировщиков FB-111A в строевые части начались в 1969 году, хотя первое среднебомбардировочное крыло, имевшее номер 340, было сформировано в составе 2-й Воздушной армии на авиабазе Касвелл, шт. Техас в 1968 году. К этому времени первоначальное число 253 планируемых к постройке самолетов для оснащения 14 эскадрилий было значительно сокращено. Дело в том, что в 1968 году было проведено крупное исследовательское учение. После оценки его результатов стало ясно, что FB-111A не сможет выполнять функции межконтинентального стратегического бомбардировщика из-за ограниченной дальности и боевой нагрузки. Кроме того, проблемы с исходным самолетом F-111А и его неудачное боевое применение во Вьетнаме, также повлияли на принятие решения. Поэтому было заказано только 76 таких машин, поставка которых была завершена 30 июня 1971 году. Последним выпущенным стал самолет с серийным номером 68-291. Группировка FB-111A предназначалась для ударов по Европейской части Советского Союза. В начале сентября 1971 года 340-е крыло было переформировано в два. При этом местом постоянного базирования 509-го крыла стала авиабаза Нью Хемпшир на Британских островах, а 380-го - авиабаза Платтсбург, штат Нью-Йорк. Но большую часть своей службы бомбардировщики этого типа базировались в Европе.

Самолеты FB-111 являлись средством средней дальности и могли использоваться в соответствии с ядерными планами НАТО. На начало 1990 года в боевом строю находился 51 бомбардировщик в составе двух авиакрыльев (380-е и 509-е). В этом году была проведена частичная модернизация 29 самолетов с целью продления их срока службы и повышения возможностей по применению обычных средств поражения. Также были обновлены средства РЭБ. Эти машины получили обозначение F-111G. Вскоре их передали из состава САК в подчинение тактическому командованию. Коренное изменение политической обстановки в мире позволило начать сокращение вооружений. В 1993 году эти самолеты были сняты с вооружения.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!