ВходРегистрация

Баллистическая ракета средней дальности Р-5М


Накопленный опыт при проектировании и испытании баллистической ракеты Р-2, а также успехи советских атомщиков, создавших ядерную бомбу, позволили в начале 50-х годов приступить к проектированию ракеты с ядерной головной частью и дальностью полета свыше 1000 км.

Работы по разработке ракеты поручили кооперации организаций, которые возглавляли С.П. Королев (ракета, комплекс), В.П. Глушко (двигатель), Н.А. Пилюгин (система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура), В.П. Бармин (наземное стартовое, заправочное и вспомогательное оборудование), В.И. Кузнецов (командные приборы). В течение одного года конструкторский коллектив, под руководством ведущего конструктора ОКБ-1 Д. Козлова, и специалисты опытного завода построили новую ракету, получившую обозначение Р-5. Ее отправили на полигон в Капустин Яр для проведения летных испытаний.

Как и следовало ожидать, вскоре были выявлены конструкционные недостатки. Первоначально максимальная дальность полета не превысила 1000 км. Несмотря на все сложности работы по доводке ракеты продолжались. К началу 1955 года надежность систем и агрегатов удалось довести до требуемого уровня. Хуже дело обстояло с ядерной головной частью. Ее разработка задерживалась, что было вызвано новизной и сложностью решаемых при этом задач.

В этих условиях было принято решение принять БРСД Р-5 с головной частью, снаряженной обычным взрывчатым веществом весом в 1000 кг. Ракеты этого типа стали поступать на вооружение инженерных бригад РВГК, где заменили эксплуатировавшиеся до этого Р-2. Каждая бригада имела шесть пусковых установок.

По требованию военных конструкторы искали пути повышения боевых возможностей своей ракеты. Чтобы повысить эффект действия в районе цели, было найдено интересное решение. Кроме стандартной ГЧ на ракету стали навешивать две, а чуть позже и четыре дополнительных боевых заряда, что позволило обстреливать площадные объекты. Правда, при этом максимальная дальность полета снижалась до 820 и 600 км соответственно. Эффективность обоих вариантов головной части была низкой.

Баллистическая ракета Р-5 была выполнена одноступенчатой с несущими топливными баками из листового алюминиевого сплава. Для их упрочнения и обеспечения бескавитационной работы турбонасосных агрегатов, питавших ракетный двигатель компонентами топлива, в баках создавалось небольшое избыточное давление. В качестве маршевого двигателя на ракете применялся ЖРД РД-103 с тягой на земле до 41 т, разработки ОКБ В.П. Глушко, давнего соратника Королева. В качестве компонентов топлива использовались 92 % этиловый спирт и жидкий кислород.

На ракете применили комбинированную систему управления. Для уменьшения бокового отклонения точки падения ГЧ добавили канал радиокоррекции. Управляющие усилия на активном участке траектории создавались аэро- и газодинамическими рулями.

В апреле 1954 года начались работы над усовершенствованным вариантом ракеты. Она получила обозначение Р-5М. Модернизация коснулась прежде всего боевого оснащения, двигательной установки и системы управления. В результате внесенных изменений максимальная дальность стрельбы увеличилась на 200 км. За счет впервые введенного резервирования главных блоков аппаратуры системы управления удалось повысить ее надежность.

Ракету оснастили отделяемой от корпуса на конечном участке полета ядерной головной частью мощностью 300 кт. Ее круговое вероятное отклонение (КВО) точки падения от расчетной точки прицеливания составляло 3,7 км, предельное отклонение - 6 км.

20 января 1955 года на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск ракеты Р-5М. 2 февраля следующего года был осуществлен первый пуск этой ракеты со штатным ядерным боезарядом. Председателем государственной комиссии в период проведения этих испытаний был генерал-лейтенант П.А. Дегтярев. Пуск прошел успешно. Через полчаса ГЧ точно достигла заданного квадрата, автоматика подрыва боевого заряда сработала нормально. К сожалению, в то время о вреде ядерной радиации для живых организмов было известно мало. Поэтому проведение таких испытаний считалось обычным делом.

Ракетный комплекс (РК) с БРСД Р-5М был принят на вооружение инженерных бригад РВГК 21 июня 1956 года. Он был более совершенным, чем его предшественники. Запуск ракеты был полностью автоматизирован. В процессе предстартовой подготовки осуществлялся контроль всех пусковых операций. Старт Р-5М проводился с наземной пусковой установки (пускового стола), которую можно было установить на подходящей местности.

Конечно у этого боевого ракетного комплекса (БРК) были недостатки. Предстартовые проверки, операции по заправке и прицеливанию ракеты проводились без средств автоматизации, что значительно увеличивало время подготовки к пуску. Требовалось несколько часов, чтобы подготовить ракету к старту. Применение в качестве окислителя быстроиспаряющегося жидкого кислорода не позволяло держать ракету в заправленном состоянии более 30 суток, постоянно осуществляя подпитку бака окислителя. К тому же для выработки запаса кислорода необходимо было иметь мощные производственные средства в районе базирования ракетных частей. Все это делало РК малоподвижным и уязвимым, что ограничивало его развертывание в Вооруженных Силах.

В случаи развязывания войны планировалось каждому фронту предать одну инженерную бригаду РВГК. Но боевое применение этих ракет могло состояться только после получения приказа от Верховного главнокомандующего.

После создания 17 декабря 1959 года Ракетных войск стратегического назначения все инженерные бригады РВГК, вооруженные ракетным комплексом с БРСД Р-5М, были включены в боевой состав этого вида Вооруженных Сил СССР. Одновременно их переформировали в ракетные дивизии. В каждой из пяти дивизий, получивших этот ракетный комплекс, имелось восемь ракет Р-5М. Эксплуатировались они до 1967 года.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!