ВходРегистрация

Советские подводные лодки проекта АВ-611


26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР <О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением> (тема <Волна>). Главным конструктором подводной лодки был назначен Н.Н. Исанин, ответственным за разработку ракеты - С. П. Королев.

В октябре 1955 года на 402-м заводе в Молотовске (ныне Северодвинск) начались работы по переоборудованию большой торпедной подводной лодки Б-67, строившейся по проекту 611, для проведения испытаний ракетного оружия. Проект этой субмарины, подготовленный в августе 1954 года специалистами ЦКБ-16, после утверждения получил индекс В-611 (<Волна>-611). В ходе реконструкции в четвертом отсеке вместо второй группы аккумуляторных батарей разместили две ракетные шахты длиной 14 м и диаметром 2 м. Для обеспечения ракетной стрельбы на лодку установили гироазимут горизонта <Сатурн>, предназначенный для определения параметров качки и рыскания, и счетно-решающие приборы <Доломит> для выдачи целеуказаний бортовой системе управления ракет Р-11ФМ. Первым командиром подводной лодки назначили капитана 2 ранга Ф.И. Козлова.

Летные испытания ракеты, получившей на флоте обозначение Р-11ФМ, начались в начале 1955 года на полигоне Капустин Яр. 11 сентября 1955 года на Б-67 был поднят Военно-морской флаг. Первый выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день после вступления лодки в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября, на борт Б-67 была доставлена ракета. На лодку прибыли Исанин и Королев, а также представители промышленности и морского полигона. Уже после того, как лодка легла на боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт адмирал Л.А. Владимирский, временно исполнявший в то время обязанности заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от поселка Ненокса были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнения задачи прицеливания. На воде, в точке старта, был установлен буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску. 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. Вскоре пришло донесение с боевого поля - ракета, пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных пределах. Всего 1955 году с Б-67 было произведено восемь пусков. Позднее, из торпедных лодок в ракетные было перестроено еще пять единиц (проект АВ-611), которые до 1967 года использовались как опытовые и учебные.

По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены и новый проект получил индекс АВ-611.

Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 ... 5 баллов и скоростях хода 8 ... 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.

Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать четыре лодки на заводе ? 402 и одну - на заводе ? 202 в г. Владивостоке.

В первое время они использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии лодки этого проекта не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений. Так головная Б-67 была переоборудована для испытаний ракет с подводным стартом. На других кораблях испытывались гидроакустические и навигационные комплексы.

С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!