ВходРегистрация

Развитие морских стратегических ядерных сил в период с конца 50-х по середину 90-х годов


Еще в 1949 - 1953 годах в Морской исследовательской лаборатории выполнялись научные работы по проблемам создания баллистических ракет для флота, в результате которых и был сделан вывод о возможности постройки таких ракет. К тому времени появились подводные лодки с ядерной энергетической установкой, способные скрытно передвигаться под водой в течение десятков суток. Первая из них - SSN 571 NAUTILUS, была принята от промышленности в сентябре 1954 года. Повышение живучести субмарин в сочетании с мощным надводным флотом, способным обеспечить развертывание подводных ракетоносцев в любом районе мирового океана, давало хорошие козыри морским ракетно-ядерным силам Америки. В итоге, был подготовлен и доложен президенту Д. Эйзенхауру специальный доклад по этой проблеме.

По указанию главы Белого дома был создан комитет, которому поручили окончательно разобраться с этим вопросом. В 1955 году он дал свое заключение и выработал рекомендации по практической реализации программы принятия на вооружение стратегической ракетной системы морского базирования.

Первоначально, из-за финансовых затруднений, ракету предложили создавать на базе БРСД <Юпитер>, работы над которой в то время велись полным ходом, но без видимого успеха. Поэтому руководство министерства ВМС смогло предложить свой вариант. 8 декабря 1956 года оно обратилось в Министерство обороны США за разрешением самостоятельно разрабатывать ракету для флота. В этом же месяце оно было получено. Учитывая сложности с разработкой ЖРД вообще и для ракет подводных лодок в частности, ставку сразу сделали на ракетные двигатели на твердом топливе (РДТТ). Технология производства небольших РДТТ к этому времени была уже отработана. Параллельно шли работы над проектом атомной подводной лодки - носителя ракетно-ядерного оружия.

В министерстве флота США было создано управление специальных проектов, которому поручили руководить разработкой подводной ракетной системы (субмарина и боевое оснащение к ней). Оно же должно было отвечать за конечный результат. В 1956 году были заключены контракты с фирмой Локхид на разработку эскизного проекта ракеты и на создание двигателей для нее - с фирмой Аэроджет. К концу этого года были выработаны тактико-технические требования к системе, установлены оптимальные размеры подводной лодки, ее ракетного отсека и ракеты. Сразу же было определено, что ракетная система будет создаваться поэтапно. Итогом каждого из этапов должны были стать подводная лодка и ракета, имеющие лучшие боевые и эксплуатационные характеристики. Как потом выяснилось, это было дальновидное решение, позволяющие в короткие сроки обеспечить развертывание флота подводных ракетоносцев, модернизация которого не требовала больших затрат.

В сентябре 1958 года на Восточном испытательном полигоне начались летные испытания ракеты, получившей обозначение UGM-27A <Поларис-А1>.Завершалась программа пусками с борта атомной подводной ракетной лодки <Дж. Вашингтон>, переданной флоту в этом же году. 15 ноября 1960 года ракетная система была принята на вооружение.

Носителями этих ракет стали пять ПЛАРБ типа <Дж Вашингтон> (название головной лодки в серии). При ее создании за основу взяли проект атомной торпедной лодки <Скипъяк>, строившейся для нужд ВМС. Такой подход позволил сократить срок постройки и достигнуть определенной экономии финансовых средств. За рубкой был добавлен 40-метровый ракетный отсек, в котором размещались 16 пусковых шахт. Помимо ракетного вооружения субмарина оснащалась шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, предназначавшихся для самообороны.

В течение всего активного срока службы эти ракетоносцы были нацелены на решение задач по поражению крупных площадных слабозащищенных целей в первом массированном ядерном ударе. Учитывая сравнительно малую дальность полета баллистических ракет, для них приходилось выбирать районы боевого патрулирования в Северной Атлантике и в Средиземноморье. Все они вошли в состав 14-ой эскадры подводных лодок Атлантического флота. В качестве передового пункта базирования была выбрана бухта Холи-Лох в северной части залива Ферт-оф-Клайд Ирландского моря. В 1960 году с правительством Великобритании был заключен договор на строительство в этой бухте комплекса сооружений для обслуживания американских ПЛАРБ под одноименным названием. Такой выбор не был случайным. Холи-Лох находился за пределами досягаемости советских БРСД Р-12, состоявших в на то время на вооружении РВСН. К тому же он был близок к районам боевого патрулирования.

В 1960 году в США начались летные испытания ракеты UGM-27B <Поларис-А2>, которые длились всего один год. БРПЛ <Поларис-А2> отличалась от своей предшественницы увеличенной на 600 км максимальной дальностью стрельбы. Ракета предназначалась для оснащения пяти ПЛАРБ типа <Этен Аллен>, первых американских подводных лодок специально сконструированных для развертывания БРПЛ. В период с конца 1962 до лета 1963 все они были введены в состав 14-ой эскадры подводных лодок.

Успехи в развертывании ракетной системы <Поларис>, высокая скрытность ракетных подводных лодок и практически безраздельное господство объединенного флота НАТО на просторах Мирового океана, побудило в начале 60-х годов американское военно-политическое руководство дать зеленый свет массовому строительству ПЛАРБ. Они должны были стать основным средством нанесения ядерных ударов на средних дальностях.

Хотя американские ПЛАРБ ранних проектов не были лишены конструктивных недостатков (главный из них была нерациональная компенсация горизонтальных и вертикальных нагрузок, осуществляемая за счет амортизации пускового стакана посредством гидродинамических амортизаторов, что не позволяло использовать весь объем пусковой шахты) они практически по всем показателям превосходили советские атомные ракетные лодки проекта 658, введенные в строй в тоже время.

Тем временем, реализация ракетной программы <Поларис> перешла в заключительную фазу, ознаменовавшуюся резким наращиванием боевых возможностей морского компонента ядерных сил Америки. Начиная с августа 1962 года, на протяжении двух лет проводились летные испытания БРПЛ третьего этапа, получившей обозначение UGM-27C <Поларис-А3>. Ракета несла моноблочную термоядерную головную часть с несколько увеличенной мощностью - в 1 Мт или разделяющуюся - рассеивающегося типа с тремя боевыми блоками по 200 кт и имела увеличенную дальность стрельбы. По мере поступления этих ракет от промышленности все ранее выпущенные модификации <Поларисов> были сняты с вооружения и переведены в резерв. Боевое оснащение одной ракеты могло поражать цели на площади 8 кв. км.

Кроме новой ракеты ВМС США получили новую ПЛАРБ типа <Лафайет>, проект которой президент Дж. Кеннеди утвердил 8 июля 1960 года. К моменту завершения летных испытаний ракеты в боевом составе находилось восемь ракетоносцев этого типа, которые были вооружены ракетами <Поларис-А2> и еще одна достраивалась. Новые субмарины создавались с учетом накопленного опыта эксплуатации ПЛАРБ первого и второго этапов. Большое внимание при этом уделялось снижению собственных шумов лодки, увеличению продолжительности боевого патрулирования, а также способности активно противодействовать противолодочным силам противника.

26 сентября 1964 в первый поход вышла ПЛАРБ SSBN-626 DANIEL WEBSTER - первая субмарина с ракетами <Поларис-А3> и последняя из девяти заказанных в первой серии. Пять ПЛАРБ этого типа вошли в состав 16-ой эскадры. В качестве передового пункта базирования для них была выбрана ВМБ Рота, в Испании. Они заняли районы боевого патрулирования в акватории Средиземного моря.

19 июля 1961 года президент Дж. Кеннеди одобрил строительство 10 ПЛАРБ, которые получили обозначение - класс типа <Джеймс Мэдисон>. По своим размерам они не отличались от <Лафайет>. Однако использование новых технологий в области подводного кораблестроения позволили снизить уровень собственных шумов. Часть оборудования было заменено на более совершенное, унифицированное с оборудованием торпедных лодок типа THRESHER. Первоначально все субмарины этого типа несли БРПЛ <Поларис-А3>.

Последними в середине 60-х годов в боевой состав морских СЯС были введены 12 ПЛАРБ по американской классификации типа <Б. Франклин>, которые создавались с учетом размещения на них ракет <Посейдон> при тех же размерах ракетных шахт. Строились они двумя сериями по шесть штук в каждой. Первая серия не отличалась от <Дж. Мэдисон>. При строительстве остальных шести использовалась новейшая технология, применение которой позволило снизить собственные шумы оборудования. К 1967 году все 12 ПЛАРБ были введены в боевой состав подводного ракетоносного флота. Так как новая ракета к тому времени не прошла испытания, пришлось размещать на них <Поларисы>. Следует заметить, что в СССР и в Европе все эти три типа субмарин (31 единица) первоначально определяли как один класс - <Лафайет>.

В период с 1964 по 1967 год 10 субмарин ранних проектов получили новые ракеты <Поларис-А3> и прошли модернизацию. Это значительно повысило их боевые возможности. На этом был завершен третий этап развертывания ракетной системы <Поларис>.

Боевая мощь морских СЯС США значительно возросла. В их боевом составе имелась 41 ПЛАРБ с 656 баллистическими ракетами на борту. По числу носителей МСЯС сравнялись с тяжелым бомбардировщиками, и на треть уступали стратегическим ракетным силам наземного базирования. Половина подводных ракетоносцев постоянно находилась в районах боевого патрулирования в постоянной готовности к проведению пусков ракет.

Дальнейшее совершенствование боевых возможностей МСЯС проводилось по двум направлениям: создания новой БРПЛ с высокими тактико-техническими характеристиками и модернизации уже принятых на вооружение образцов.

В период с ноября 1966 по 1968 год было проведено девять испытательных пусков ракет с целью отработки головных частей нового поколения. С 1970 года началась замена ракет <Поларис-А3> на их модификацию <А3Т>. Отличались они доработанной системой управления и РГЧ Мк2 с тремя боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 200 кт каждый. Эти БРПЛ получили по пять лодок классов <Дж. Вашингтон> и <Этен Аллен>. Перевооружение совмещали с плановым капитальным ремонтом. Всю программу работ удалось закончить к середине 70-х годов.

В 1963 году США приступили к отработке новой ракеты, получившей обозначение UGM-73A <Посейдон-С3>. Эта БРПЛ должна была обеспечить качественное преобразование морского компонента стратегических ядерных сил. Для новой ракеты разрабатывалась РГЧ Мк17 индивидуального наведения, отработка которой велась совместно с РГЧ Мк12. Все работы проводились без особой спешки. Слишком ответственной была задача.

Летно-конструкторские испытания БРПЛ <Посейдон> начались в августе 1966 года. Ее боевой отсек был рассчитан на 10 боеголовок индивидуального наведения мощностью по 50 кт каждая. При таком боевом оснащении дальность полета составляла 4600 км. Прошел испытания и вариант оснащения РГЧ шестью боевыми блоками той же мощности. Дальность полета ракеты с таким числом ББ достигала 5600 км. Двигательная установка ступени разведения обеспечивала наведение всего боевого оснащения на цели, размещенные на площади 10 тыс. кв. км. Летом 1970 года новая ракета была принята на вооружение.

Руководство США санкционировало и выделило финансовые средства на программу перевооружения 31 ПЛАРБ типа <Лафайет> ракетами <Посейдон>. Ракетоносцы ранних проектов решили оставить с БР <Поларис-А3Т>. Предстояло модернизировать пусковые шахты, заменить систему управления ракетной стрельбой, что было вызвано необходимостью решать задачи ранее не стоявшие (например, перенацеливание боевых блоков РГЧ на новые цели) и провести модернизацию. электронного оборудования. Реализация этой программы затянулась, в то время, как программа производства 619 <Посейдонов> была завершена в 1975 году, из которых 496 были установлены на субмарины. С марта 1971 года <Лафайеты> стали выходить на боевое патрулирование (SSBN 633 CASIMIR PULASKI типа <Дж. Мэдисон> -первая из них) с новыми ракетами на борту.

С принятием на вооружение ракетной системы <Посейдон> боевые возможности американских МСЯС значительно возросли. Так, в 1977 году 496 <Посейдонов> могли нести 4960 боезарядов индивидуального наведения и 160 <Поларис-А3Т> - еще 480. Таким образом, при неизменном числе носителей, количество ядерных боевых блоков на них выросло по меньшей мере в 2,6 раза. По количеству боезарядов, установленных на носителях, МСЯС вышли на первое место в структуре американских СНВ. Повышенная дальность стрельбы позволила отодвинуть районы боевого патрулирования ПЛАРБ от зон, где советский ВМФ мог бы активно использовать свои разнородные противолодочные силы, базирующиеся на национальной территории. Оснащение ракет разделяющимися головными частями дало возможность реализовать принцип многовариантности боевого применения БРПЛ, в том числе и предусмотреть их использование для поражения стартующих МБР вероятного противника.

Американские ПЛАРБ освоили новые районы боевого патрулирования, в том числе и в Индийском океане. В середине 70-х годов ракетоносцы с БРПЛ <Поларис-А3Т>перевели на Тихий океан. В качестве пункта базирования использовалась военно-морская база Апра Харбор, на о. Гуам.

В то же время продолжались работы по качественному совершенствованию подводных лодок и баллистических ракет. В сентябре 1971 года на рассмотрение министру обороны был представлен доклад, в котором излагались возможные пути дальнейших действий. После его обсуждения был выбран вариант создания новой ракетной системы. Утверждение в октябре этого же года доклада явилось формальным началом программы приобретения новой системы оружия.

Ввиду важности возлагаемых на новую ракетную систему задач, было принято решение об ускорении работ по программе, которой присвоили название <Трайдент>, и увеличении ассигнований на ее реализацию. Сразу было решено, что работы по созданию корабельного ракетного комплекса <Трайдент-1> будут служить основой для последующей разработки комплекса <Трайдент-2>.

В 1979 году были закончены летные испытания ракеты, получившей обозначение <Трайдент-С4>. В этом же году окончательно определили число закупаемых ракет (570) для оснащения 12...15 ПЛАРБ типа <Лафайет> (224 шт.) и восьми ракетоносцев новой постройки типа <Огайо> (192 шт.). Производство ракет должно было быть закончено в 1986 году.

Новая ракета имела очень высокие тактико-технические характеристики. На нее установили разделяющуюся головную часть Mk 4, в боевом отсеке которой устанавливались восемь (существует техническая возможность довести это число до 10) боеголовок индивидуального наведения мощностью по 100 - 150 кт каждая. Дальность полета достигала 8000 км, а точность стрельбы (КВО) - 470 м

Первыми носителями ракет <Трайдент-1> стали по шесть ПЛАРБ классов <Б. Франклин и <Дж. Мэдисон>, а также три - <Лафайет>. Естественно, они прошли капитальный ремонт и модернизацию. Начавшаяся в конце 1978 года программа перевооружения на новые ракеты этих субмарин завершилась в 1982 году. 20 октября 1979 года первая лодка вышла на боевое патрулирование с <Трайдентами>.

10 апреля 1976 года на верфи Electric Boat было начато строительство новой атомной ракетной подводной лодки для американского флота SSBN 726 OHIO - головной в большой серии однотипных ПЛАРБ, создаваемых в соответствии с программой <Трайдент>. При ее создании были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей. Мощность вычислительного комплекса системы управления ракетной стрельбой позволяет вести корректировку полетных заданий одновременно для всех ракет во время предстартовой подготовки, что дает возможность добиться высокой гибкости при выборе объектов поражения.

Огайо> отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. Было достигнуто снижение шумности в 13 раз по сравнению с ПЛАРБ предыдущих проектов.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало значительно больших затрат. Стоимость одной ПЛАРБ типа <Огайо> составила 1,3 - 1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость <Лафайет>. Для сравнения можно привести такие цифры. Вся программа производства, развертывания и модернизации подводных лодок и ракет в рамках программ <Поларис/Посейдон> обошлась в 20 млрд. долларов. До настоящего времени <Огайо> удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет - 24 единицы и является самой совершенной в своем классе.

Кроме головной субмарины построили еще семь ПЛАРБ этого класса, оснащенных корабельным ракетным комплексом <Трайдент-1>. Все они вошли в состав 17-ой эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота. Местом их базирования стала военно-морская база Бангор, шт. Вашингтон.

Начиная с 1981 года, в течение двух лет все 10 ракетоносцев классов <Дж. Вашингтон> и <Этен Аллен> были выведены из боевого состава, а их ракетные отсеки удалены. На то были две главные причины. Первая - по Договору ОСВ-1 дальнейшее развертывание числа БРПЛ запрещалось, а на вооружение стали поступать новейшие ПЛАРБ типа <Огайо> с большим числом ракет. Вторая - срок службы этих субмарин превысил 20 лет и дальнейшая их модернизация была экономически не выгодна.

С развертыванием ракетоносцев с корабельным ракетным комплексом <Трайдент-1> морские СЯС США вышли, как и предусматривалось, на новый качественный уровень. Так в 1986 году имелось 16 ПЛАРБ с 256 ракетами <Посейдон> (2560 боевых блоков), 12 ПЛАРБ ранних проектов со 192 БРПЛ <Трайдент-С4> (1536 ББ) и восемь типа <Огайо> - 192 БРПЛ <Трайдент-С4> (1536 ББ). Общее число боезарядов составило 5632. В то же время на 993 МБР наземного базирования имелось всего 2073 боевых блока. Значительно расширилась номенклатура целей, назначенных для поражения боеголовками БРПЛ.

Последней американской БРПЛ, поступившей в конце 90-х годов на вооружение, стала UGM-133 <Трайдент-D5>. Она создавалась в соответствии с планом второго этапа реализации программы <Трайдент>.

Увеличение массы топлива первой и второй ступеней, а также использование ракетного топлива с большим удельным импульсом, позволило увеличить дальность стрельбы примерно на 3000 км по сравнению с <Трайдент-1> при том же забрасываемом весе. В боевом отсеке можно разместить восемь боеголовок мощностью 475 кт каждая или до 14 боеголовок мощностью по 100 кт.

Применение комплекса командных приборов с высокими характеристиками и астрокоррекции позволило добиться высокой точности стрельбы (КВО) 120 м, что сопоставимо, как считают американские специалисты, с точностью стрельбы новейших российских МБР и превосходит точность стрельбы БРПЛ России.

Баллистические ракеты <Трайдент-D5> могут базироваться только на ПЛАРБ типа <Огайо>, что обусловлено размерами ракеты. Комплекс систем этого ракетоносца обеспечивает выполнение боевых задач в любой точке мирового океана, в том числе и в высоких арктических широтах, а точность стрельбы в сочетании с мощными боеголовками позволяет ракетам эффективно поражать малоразмерные защищенные цели, такие как шахтные пусковые установки МБР, командные центры и другие военные объекты. Заложенные при разработке ракетной системы <Трайдент-2> модернизационные возможности, по мнению американских специалистов, позволяют сохранить ракету на вооружении морских СЯС до 2010 года, а подводные лодки типа <Огайо> - еще дольше.

В 1990 году на боевое патрулирование вышли два ракетоносца с ракетами <Трайдент-D5> на борту (SSBN 734 TENNESSEE и SSBN 735 PENNSYLVANIA). До 1997 года было сдано ВМС еще восемь ПЛАРБ. Все они обладают способностью наносить первый разоружающий удар, т.е. <выбивать> стратегические средства ответного удара любого противника. Их включили в состав 20-ой эскадры подводных лодок Атлантического флота, ВМБ Кингс-Бей, шт. Джорджия.

С подписанием в 1991 году советско-американского Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) начался новый период в истории морских ядерных сил США. Чтобы уложиться в существующие ограничения, из боевого состава к концу 1997 года вывели и ликвидировали все ПЛАРБ ранних проектов с БРПЛ <Посейдон> и <Трайдент-С4>. Также было принято решение ограничить число ракетоносцев класса <Огайо> 18 единицами.

К середине 1997 года ВМС США располагали флотом из 18 современных ракетоносцев типа <Огайо>, оснащенных ракетами с высокими тактико-техническими характеристиками, способных решать с высокой эффективностью широкий круг задач. Первые восемь ПЛАРБ могут быть перевооружены ракетами <Трайдент-D5>.

В настоящее время стратегические силы морского базирования (силы ПЛАРБ) являются одной из составных частей стратегических наступательных сил США. Оперативное руководство СНС осуществляет объединенное стратегическое командование ВС США. В мирное время ему подчиняются дежурные силы и средства, состав которых определяется военно-политическим руководством страны, исходя из анализа военно-политической обстановки. Порядка десяти ракетоносцев типа <Огайо> постоянно находятся в море на боевом патрулировании в 13 минутной готовности к пуску ракет. Главной задачей мирного времени для них является реализация стратегического сдерживания возможного противника.

Силы ПЛАРБ административно подчинены командующим подводными силами Тихоокеанского и Атлантического флотов ВМС США и сведены в две эскадры (17-я и 20-я соответственно). 17-я эскадра в составе SSBN 726 ... 733, оснащенных КРК <Трайдент-1>, дислоцируется на ВМБ Бангор (расположена на полуострове Китсап в заливе Пьюджет-Саунд, 65 км западнее г. Сиэтл), а 20-я эскадра в составе SSBN 734 ... 743, оснащенных КРК <Трайдент-2> - на ВМБ Кингс-Бей. Обе базы специально оборудованы для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ, а также для проживания и отдыха личного состава.

Программой эксплуатации каждой лодки предусмотрено, что время нахождения в море на боевом патрулировании составит не менее 66 % ее жизненного срока, включая периоды капитального ремонта. Один цикл боевой службы ПЛАРБ включает 70-суточное патрулирование и 25-суточный период нахождения в базе. В это время могут проводиться работы по техническому обслуживанию, межпоходовый ремонт и др. работы, а также происходит передача лодки другому экипажу. Для каждой лодки имеется два экипажа (<синий> и <золотой>) по 155 человек, из них 15 офицеров.

Для подготовки персонала ПЛАРБ на каждой ВМБ созданы и функционируют тренировочные центры. Через них проходит до 25000 специалистов ежегодно. Большой набор специализированных тренажеров позволяет отрабатывать все этапы применения как всего вооружения, так и маневрирования лодок в различных условиях обстановки, а также решения широкого круга специфических задач. Первоначальное обучение офицеров осуществляется в так называемой <Школе подводников>, размещенной в г. Гротон.

Дальнейшие перспективы американских МСЯС связаны в первую очередь с судьбой Договора СНВ-2. В случае ликвидации МБР с разделяющимися головными частями, американская ракетная система <Трайдент-2> станет самой мощной системой СНВ в арсеналах стран <ядерного клуба>, и единственной в ВМС США. КРК <Трайдент-1> будет снят с вооружения. Все восемь ракетоносцев пройдут модернизацию, после чего они будут нести ракеты <Трайдент-D5> с уменьшенным числом боевых блоков. Эта мера вынужденная, так как Договором СНВ-2 установлен предел для каждой из сторон в 1750 ядерных боезарядов, которые можно иметь на развернутых БРПЛ. Однако, техническая возможность быстро восстановить максимальное количество ББ на ракетах сохраняется, в виду того, что по условиям Договора существующие платформы для размещения боевого оснащения и сами боеголовки не уничтожаются.

Нет сомнения, что КРК <Трайдент-2> еще долго будет состоять на вооружении морского компонента СНС США, который по-прежнему будет играть главную роль в стратегической ядерной триаде Америки.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!