ВходРегистрация

Развитие советской и российской стратегической авиации в период с 1945 по 1997 год


Роль мощной бомбардировочной авиации в решении стратегических задач для советского военно-политического руководства стала очевидной летом 1945 года. После появления нового средства ведения войны - ядерного оружия, значение тяжелых бомбардировщиков еще больше возросло. В связи с этим было принято решение на создание нового самолета для авиации дальнего действия, который должен был стать носителем советской атомной бомбы.

За основу был взят американский В-29. Конструкторскому бюро А.Н. Туполева было поручено скопировать в кротчайшее сроки американскую машину. В результате этих работ с 1947 года началось серийное производство советского бомбардировщика Ту-4. Основным его недостатком стала недостаточная дальность полета, что не позволяло нанести бомбовый удар по территории США. В тоже время для действий по целям в Европе и на Японских островах самолет был вполне пригоден. Производство различных модификаций этой машины продолжалось до 1952 года. Было построено около 1000 самолетов. Они составили основу ударной авиации Советского Союза. После принятия на вооружение первой атомной бомбы, Ту-4А стали их единственными носителями.

Руководство страны поставило перед авиастроителями задачу разработать бомбардировщик межконтинентального радиуса действия. С ней успешно справился коллектив КБ Туполева. В конце 1950 года был построен опытный экземпляр самолета Ту-85, удовлетворявшего требованиям полученного задания. Его испытания начались в январе 1951 года и протекали успешно. Но опыт войны в Корее показал, что время стратегических бомбардировщиков с поршневыми двигателями прошло. Наступил век реактивной авиации.

Новую эпоху в советской дальней авиации открыл самолет Ту-16, ставший первым серийным бомбардировщиком с реактивными двигателями в ее составе. Его летные испытания начались в апреле 1952 года, а поступление в строевые части - в начале 1954 года. Ту-16 предназначался для замены Ту-4 в роли носителя ядерного оружия средней дальности. Очень быстро расширился круг задач, поставленных перед экипажами этих машин. Были созданы модификации самолета для выполнения воздушной разведки, ведения радиоэлектронной борьбы, дозаправки в воздухе.

Несмотря на все достоинства этой машины, она не годилась для нанесения ядерных ударов по территории США. Первым стратегическим бомбардировщиком в составе дальней авиации стал самолет М-4, разработанный в КБ В.М. Мясищева. Практически сразу же был принят на вооружение тяжелый бомбардировщик Ту-95. Именно эти два типа самолетов служили основными средствами доставки ядерных боеприпасов на межконтинентальную дальность вплоть до 1962 года.

Неизвестно как бы развивались события, если бы у руля Советского Союза во второй половине 50-х годов не оказался Н.С. Хрущев. Он не питал большой любви к стратегической авиации, от части справедливо полагая, что она в случае возникновения войны с США вряд ли сможет эффективно решить задачу по нанесению ядерного удара по территории Америки. Почва для сомнений была. Слишком большое расстояние предстояло покрыть экипажам до подлета к целям. При этом им бы пришлось столкнуться с мощной системой противовоздушной обороны Североамериканского континента. По этому Н. Хрущев решил сделать ставку на межконтинентальные баллистические ракеты. Но пока их разрабатывали и испытывали, приходилось рассчитывать на бомбардировщики. Однако, крупносерийного строительства межконтинентальных Ту-95 и 3М, подобно тому, как это сделали американцы, в Советском Союзе развертывать не стали. В первой половине 60-х годов их максимальное общее число достигло 250 единиц. К этому времени произошли качественные изменения боевых возможностей советской стратегической авиации.

Со второй половины 50-х годов в СССР был взят курс на оснащение тяжелых бомбардировщиков управляемым ракетным оружием. Были разработаны образцы крылатых ракет с ядерным боезарядом, пригодных для установки на авиационные носители. Первыми на вооружение крылатые ракеты получили бомбардировщики среднего радиуса действия Ту-16. Конструкторским коллективом КБ Туполева создано несколько модификаций самолета, вооруженных различными ракетными комплексами для поражения как наземных целей, так и крупных морских объектов (американских авианосных ударных группировок). Последние в конце 50-х годов стали рассматривать в качестве серьезной ударной силы, так как палубная авиация могла наносить ядерные удары по территории СССР с наименее прикрытых направлений.

Подобные работы велись на самолете Ту-95. В результате были приняты на вооружение два варианта авиационных ударных ракетных комплексов (в начале 60-х и в начале 70-х годов), созданных на базе этого бомбардировщика.

К началу 60-х годов на стратегическую авиацию возлагалась основная ответственность за нанесение ядерных ударов по объектам на территории Северной Америки. Доля тяжелых бомбардировщиков в структуре СЯС Советского Союза составила 83 %. В тоже время общее число таких машин оставалось незначительным (около 150 единиц), что в принципе не позволяло надеяться поразить значительное число целей. При этом планировалось, что в случае развязывания ядерной войны только крупные административно-промышленные центры США подвергнутся атомным бомбардировкам.

Принятие на вооружение крылатых ракет значительно повысили боевую эффективность применения дальней авиации. Появилась возможность наносить удары по стратегическим объектам, не входя в зону действия их средств ПВО. Чтобы облегчить выход в атаку ударных самолетов, на базе тех же Ту-16 были созданы специальные самолеты радиоэлектронной борьбы, главной задачей которых было создать помехи действующим радиолокационным станциям противника.

В 1962 году на вооружение дальней авиации был принят сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, который по замыслу руководства ВВС и авиационной промышленности должен был заменить в авиационных полках Ту-16. Но быстро выяснилось, что этот самолет имеет много существенных недостатков, снижающих его боевую эффективность. Не изменило ситуацию и поступление в строевые части Ту-22 в варианте ракетоносца. От первоначальных планов широкого развертывания Ту-22 отказались и ограничились только западными районами Советского Союза.

С развертыванием к середине 60-х годов мощной группировки баллистических ракет средней дальности, способной поразить значительное число стратегических целей в Европе, изменились задачи частей дальней авиации, вооруженных самолетами Ту-16 и Ту-22. Теперь им отводилась вспомогательная роль. Большая часть экипажей была переориентирована на решение оперативно-тактических задач.

Похожая ситуация сложилась и с тяжелыми бомбардировщиками Ту-95 и 3М. К концу 60-х годов основной составляющей в структуре советских СЯС стали МБР, а на второе место вышли БРПЛ, способные в короткие сроки гарантированно поразить цели на территории США. Тяжелые бомбардировщики заняли третье место. Их общее число сократилось до 145 единиц, причем третью часть составляли самолете 3М, способные нести только свободнопадающие ядерные бомбы. Доля тяжелых бомбардировщиков в структуре советских СЯС составила 8,3 % и продолжала снижаться.

Начиная с 1970 и по 1991 год развитие стратегической авиации в советских ВВС шло по пути повышения ее качественных характеристик. В середине 70-х годов поступил на вооружение сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М2, обладавший высокими тактико-техническими характеристиками. Он заменил морально устаревшие Ту-16 и Ту-22 в роли средства доставки ядерного оружия на средних дальностях. Применение управляемых ракет позволяло наносить удары с высокой точностью не входя в зону действия средств ПВО поражаемых объектов. Эти бомбардировщики значительно усилили потенциал группировки ядерных средств средней дальности Советского Союза.

После появления у американцев ядерных крылатых ракет большой дальности развернулись работы по вооружению советских тяжелых бомбардировщиков подобным оружием. С 1984 года начались поставки в строевые части самолетов Ту-95МС6, способных нести шесть ядерных крылатых ракет Х-55. Их дальность пуска составляет 3000 км, что позволяет наносить удары из районов, удаленных от мощных средств ПВО вероятного противника. Чуть позже на вооружение поступила модификация бомбардировщика Ту-95МС16. В мае 1987 года началось развертывания новейшего бомбардировщика Ту-160, обладавшего высокими тактико-техническими и боевыми характеристиками. Он мог прорывать насыщенную систему ПВО и нес 12 крылатых ракет Х-55. Планировалось, что будет развернуто 100 таких самолетов.

Несмотря на резкое увеличение боевых возможностей дальней авиации доля тяжелых бомбардировщиков в общей структуре СЯС продолжала оставаться незначительной (6,5 %), что предопределяло вспомогательную роль бомбардировщиков в решении стратегических задач.

К моменту развала Советского Союза стратегическая авиация пребывала в стадии перевооружения. При этом получилось так, что за территорией России оказались новейшие образцы вооружения: практически все Ту-160, свыше 60 % Ту-95 МС16 и значительное число средних бомбардировщиков Ту-22М3. Кроме того, за границей оказались почти все немногочисленные самолеты-заправщики и половина первоклассных авиационных баз.

России досталось всего три Ту-160, 22 Ту-95МС16, 46 Ту-95К22 и 15 Ту-95К. Доля стратегической авиации в структуре СЯС России составила 4,1 %, а боевой потенциал уменьшился в несколько раз.

В этих условиях командование дальней авиации предприняло все возможное, чтобы повысить боеспособность частей. Удалось договориться с Казахстаном о передаче российским ВВС оставшихся там тяжелых бомбардировщиков Ту-95. Кое-что строевые части получили от авиационной промышленности. В тоже время началось массовое сокращение авиапарка стратегической авиации. Были сняты с вооружения все Ту-16 и Ту-22, выведена в резерв значительная часть Ту-22М2 и М3.

К началу 1996 года дальняя авиация располагала 44 бомбардировщиками Ту-22М3 - единственным российским средством доставки ядерного оружия на среднюю дальность, шестью Ту-160, 63 носителями крылатых ракет большой дальности Ту-95МС, а также 16 Ту-95К22. Основным предназначением дальней авиации является обеспечение гибкости применения и боевой устойчивости российских стратегических ядерных сил сдерживания.

Дальнейшие перспективы российской стратегической авиации пока неясны. Они во многом будут определяться как экономической ситуацией в стране, так и положениями ратифицированных российско-американских Договоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!