ВходРегистрация

Развитие стратегической авиации в период с начала 1945 по 1975 года

Развитие стратегической авиации в период с начала 1945 по 1975 года

В соответствии с планами разработки национального ядерного оружия сразу после окончания Второй Мировой войны в Великобритании приступили к поиску возможных путей относительно быстрого создания и развертывания носителей ядерных боеприпасов. На то время единственными средствами доставки такого оружия могли быть только тяжелые бомбардировщики.

Перед войной в Англии национальными авиафирмами были созданы и серийно выпускались несколько типов тяжелых многомоторных бомбардировщиков. Имелись достаточно высококвалифицированные конструкторские кадры. Кроме того, англичанам досталось значительное количество германских научно-исследовательских материалов по аэродинамике. Все это позволяло надеяться на конечный успех.

В январе 1947 года министерство авиации распространило техническое задание (спецификация В 35/46) на разработку проекта реактивного тяжелого бомбардировщика с практической дальностью полета 6200 км и максимальной скоростью 900 км/ч. Он должен был быть способен поднять одну ядерную бомбу массой 4500 кг. Рабочий потолок определялся в 16000 м, что, по мнению заказчика, должно было обеспечить самолету защиту от воздействия средств ПВО. Впервые планировалось создать не только боевую машину, а целую систему высокоэффективного вооружения.

На состоявшемся в том же году конкурсе проектов были выбраны варианты, предложенные фирмами Авро и Хэндли Пейдж. Но поступление на вооружение этих бомбардировщиков планировалось не ранее середины 50-х годов, что было вызвано необходимостью проведения большого объема экспериментальных работ по конструкции самолетов. В условиях обострения международной обстановки в Европе и начала <холодной войны> руководство министерства авиации, с целью скорейшего поступления на вооружение бомбардировщика-носителя ядерного оружия, заключило в феврале 1949 года контракт с фирмой Виккерс на создание бомбардировщика с более скромными ТТХ. По мнению специалистов фирмы их бомбардировщик мог начать летать уже в 1951 году, а внедрен в серию - в 1953 году.

18 мая 1951 года первый опытный экземпляр самолета впервые выполнил полет. В июне ВВС присвоили ему официальное название - <Храбрец>. Однако испытания, которые не обошлись без катастроф, затянулись. Только в январе 1955 года в строевую часть поступила первая серийная машина. В апреле этого же года была сформирована первая эскадрилья, имевшая в своем составе восемь бомбардировщиков <Вэлиент> В Mk.1. Уже осенью несколько экипажей приняли участие в испытаниях ядерного оружия.

Серийное производство продолжалось до августа 1957 года. Всего ВВС получили 107 машин, выполненных в бомбардировочном и разведывательно-бомбардировочном вариантах. Часть машин несколько позже была переоборудована под заправщики. Всего в боевом составе имелось семь бомбардировочных эскадрилий, одна разведывательная, одна эскадрилья заправщиков и одна эскадрилья <специальных заданий>, летавших на <Вэлиентах>.

В целом самолеты этого типа зарекомендовали себя с неплохой стороны. До завершения эксплуатации в 1967 году было потеряно всего четыре машины - наименьшее число по сравнению с другими британскими тяжелыми бомбардировщиками. Однако уже для середины 50-х годов бомбардировщики этого типа имели довольно скромные тактико-технические характеристики. После того, как Британская империя распалась и Королевские ВВС лишились большей части заморских авиабаз, дальность полета <Вэлиентов> (7240 км) была признана недостаточной для решения стратегических задач. Да и максимальный потолок 16000 м не обеспечивал достаточной безопасности от атак реактивных истребителей. Угроза быть сбитыми для экипажей этих бомбардировщиков еще больше возросла после появления на вооружении ЗРК.

В феврале 1956 года в воздух поднялся первый серийный стратегический бомбардировщик B Mk.1, обладавший для своего времени высокими тактико-техническими характеристиками. До конца этого года ВВС получили 10 самолетов этого типа. Однако первая эскадрилья этих машин достигла боевой готовности только в 1958 году. В 1956 году на также вооружение принимается бомбардировщик B Mk.1. Уже летом следующего года первая эскадрилья, оснащенная этими самолетами, была приведена в боеготовое состояние. С 1958 года экипажи <Вулканов> стали готовить к применению британских сверхмощных свободнопадающих термоядерных бомб <Елоу Сан>.

К концу 50-х годов Великобритания располагала флотом средних бомбардировщиков с достаточно высокими тактико-техническими характеристиками. Они превосходили советский Ту-16 и американский В-47 по дальности и высоте полета, имели лучшую маневренность и отличные взлетно-посадочные характеристики. Бомбардировщики, так называемой серии , стали олицетворением Британской ядерной мощи. В соответствии с планами боевого применения, в случае начала войны с СССР и странами Варшавского договора, они должны были нанести удары ядерными бомбами по административно-промышленным центрам.

Быстрое развитие зенитного ракетного оружия и появление истребителей-перехватчиков второго поколения в конце 50-х годов, поставили под вопрос успешное применение английских бомбардировщиков. Срочно потребовалось искать пути повышения эффективности самолетов, которые морально устарели не прослужив и пяти лет. Одним из возможных вариантов был путь оснащения бомбардировщиков ракетным оружием. С некоторым опозданием по сравнению с США и Советским Союзом в Великобритании начались работы по созданию управляемых ракет воздушного базирования, предназначенных для тяжелых бомбардировщиков. В 1961 году на боевое дежурство заступили первые эскадрильи бомбардировщиков <Вулкан> и <Виктор>, имевшие на вооружение крылатые ракеты <Блю Стил> с ядерной боевой частью. Однако эта ракета оказалось <капризной>, да к тому же обладала небольшой дальностью полета и точностью стрельбы. Первоначально руководство британских ВВС рассматривало ее как промежуточное вооружение, надеясь в перспективе получить американские баллистические ракеты воздушного базирования <Скайболт> с дальностью полета свыше 1000 км. Но после закрытия программы создания последней, англичанам пришлось взяться за модернизации собственной ракеты. По замыслу разработчиков экипажи самолетов-носителей УР должны были наносить удары по выбранным целям без захода в зону объектовой ПВО. При этом практически коренным образом были пересмотрены взгляды на способы выхода на цель. Если до конца 50-х годов считалось, что стратегические бомбардировщики будут достигать объектов поражения на больших высотах, то в 60-х годах уже основным способом стал маловысотный полет. Перед пуском ракеты экипаж должен был выполнить горку. Такой режим полета требовал повышенного расхода топлива, что вело к уменьшению боевого радиуса, и высоких профессиональных навыков и физической выносливости от членов экипажа. Тем не менее министерству авиации пришлось пойти на это.

В 1962 году военно-политическое руководство Великобритании приняло решение о строительстве ПЛАРБ, ставшее судьбоносным для национальных СЯС. К середине 60-х годов стало ясно, что содержать флот средних бомбардировщиков, дорогих в эксплуатации и обладавших ограниченными возможностями по нанесению ядерных ударов, слишком расточительно. В 1965 году начался вывод из боевого состава бомбардировщиков <Вэлиент>. В этом же году начались работы по переоборудованию части самолетов <Виктор> B Mk.1 в летающие танкеры. С окончанием развертывания ракетной системы <Поларис> было принято решение снять с вооружения оставшиеся бомбардировщики-носители УР <Виктор>, переоборудовав их в заправщики.

На начало 70-х годов в составе авиационных СЯС осталось семь эскадрильи, оснащенных <Вулканами>. Их экипажам отводилась вспомогательная роль при нанесении ударов по площадным целям. В 1976 году все стратегические бомбардировщики свели в 1-ю бомбардировочную авиационную группу. В ее составе числилось шесть эскадрилий, имевших 48 самолетов. Теперь экипажам предстояло готовиться к решению оперативно-тактических задач в пределах Северо-Западного и Западного театров военных действий, где их могли прикрывать от атак противника истребители стран НАТО. Фактически британская бомбардировочная авиация перестала рассматриваться в качестве стратегического средства доставки ядерного оружия.

В 1980 году было принято решение о постепенном снятии с вооружения всех бомбардировщиков <Вулкан>. Заключительной страницей в истории стратегической авиации Великобритании стало участие <Вулканов> в англо-аргентинском конфликте в 1982 году. Для этого на остров Вознесения, расположенный в Атлантике на удалении 5800 км от Фолклендских островов, прибыли 10 машин. Четыре из них должны были наносить бомбовые удары, а остальные - обеспечивать дозаправку топливом в воздухе. Главной целью был аэродром в Порт-Стэнли. Каждый ударный самолет нес 21 бомбу калибра 450 кг. Бомбометание проводилось со средних высот, вне зоны поражения аргентинских средств ПВО. Несмотря на это, налеты оказались недостаточно эффективными. Полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу так и не удалось. Также не удалось уничтожить аргентинскую РЛС, расположенную на острове. Удар по ней наносился американскими ракетами <Шрайк>. Более того, два бомбардировщика были вынуждены совершить вынужденную посадку в Бразилии, где их интернировали до конца войны. В целом в ходе боевых действий <Вулканы> больше оказывали психологическое воздействие, нежели наносили реальный вред противнику. О том, что они являются носителями ядерного оружия аргентинцы конечно знали. Однако успехи английского десанта решили исход войны и без помощи стратегической авиации.

Даже беглый анализ применения стратегических бомбардировщиков показал, что дальнейшее их нахождение в боевом строю лишено всякой целесообразности. 21 декабря 1982 года последняя эскадрилья бомбардировщиков была расформирована. Таким образом, в составе СЯС Великобритании тяжелые бомбардировщики пробыли чуть больше четверти века. Только в течение половины этого срока они рассматривались военно-политическим руководством страны в качестве основы национальных СЯС, после чего им отводили второстепенную роль. Последние же 8-10 лет британская стратегическая авиация вообще была перенацелена на решение оперативно-тактических задач в интересах объединенного командования НАТО в Европе.

липа здесь atlas concorde russia

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!