ВходРегистрация

ТУ-148 БАРРАЖИРУЮЩИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК

article310.jpg

В 1965 г. в отделе технических проектов ОКБ подготовили эскизный проект самолета , который должен был входить в состав нового авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-148-100. Носитель предполагалось оснастить РЛС и вооружить ракетами К-100. По проекту, имел крыло изменяемой стреловидности и два ТРД типа РД-19Р-2 с тягой на форсаже 14200 кгс. Перехватчик должен был летать на высотах 50-100 м со скоростью 1400 км/ч, а на высотах 16000-18000 м - со скоростью 2500 км/ч. Дальность на дозвуке должна была составлять около 5000 км, а на сверхзвуковом режиме - 2500 км. Особенностью была впервые разрабатываемая теплорадиолокационная система управления ракетным вооружением с диаметром антенного зеркала 2000 мм. Бортовое оборудование перехватчика позволяло использовать его в автономном режиме. Комплекс мог быть использован для перехвата воздушных целей на дальних подступах к территории СССР и для ПВО районов со слаборазвитыми или выведенными из строя наземными навигационными и аэродромными системами.

Таким образом, задачи комплекса Ту-128С-4 предполагалось решать на новом техническом уровне. Кроме этого, новый комплекс при соответствующем переоборудовании носителя мог использоваться: для нарушения воздушных перевозок в оперативном тылу противника; для ПВО надводных кораблей на большом удалении от баз; в качестве носителя КР класса для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО; в качестве разведчика радиотехнических средств противника; в качестве бомбардировщика; в качестве фронтового ударного самолета, вооруженного НАР и бомбами различных калибров. В варианте ударного самолета или разведчика дальность полета у земли при скорости 1400 км/ч должна была составлять 570 км, а при скорости 1000 км/ч - 1850 км. Предусматривалась дозаправка топливом в полете. Взлетно-посадочные устройства позволяли использовать его как с бетонных, так и с грунтовых ВПП, что было крайне важно, т.к. расчетная взлетная масса достигала 55-60 т при 18,5-21,5 т топлива. Вооружение самолета располагалось внутри объемного грузоотсека. Это позволяло сохранять высокие аэродинамические и летные характеристики независимо от вида боевой нагрузки и вариантов боевого использования. Как ни странно, но этот вариант не получил поддержки именно из-за своей многофункциональности. Для ВВС он был не нужен (фронтовая авиация предпочла Су-24), а командование авиации ПВО хорошо понимало, что многоцелевой самолет не сможет стать полноценным перехватчиком.

1-й вариант Ту-148
1-й вариант Ту-148

Изучив мнение и пожелания заказчика, в ОКБ Туполева во второй половине 60-х гг. занялись разработкой нового варианта для комплекса перехвата Ту-148-33. На самолет предполагалось установить новую систему вооружения: РЛС с фазированной антенной и ракеты К-33. Рассматривались следующие аэродинамические компоновки перехватчика: с крылом изменяемой стреловидности, по схеме, близкой к схеме Ту-22М, работы по которому в то время шли в ОКБ; высокоплан с фиксированной стреловидностью крыла и скошенными воздухозаборниками с горизонтальным клином торможения воздушного потока; высокоплан с ромбовидным крылом; высокоплан с крылом типа и ПГО. Из всех вариантов наиболее приемлемым оказался первый. Для самолета выбрали двигатели РД36-41 с максимальной тягой 16000 кгс при собственной массе 3050 кг. Этот двигатель проектировался с учетом воздействия высоких температур торможения (до 330њС) потока наружного воздуха и имел много оригинальных технических решений.

Предполагалось создать комплекс, способный вести борьбу с существующими и перспективными средствами воздушного нападения как в поле наведения наземных радиотехнических средств, так и при автономных действиях, а также при взаимодействии с самолетами ДРЛО. В задачи комплекса входили: перехват маловысотных целей, летящих на фоне земной и водной поверхности, вчастности, перспективных крылатых ракет; перехват баллистических и КР типов , SRAM, SCAD и SCAM; расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере до 3500 км/ч, в задней - до 2400 км/ч; увеличение высоты перехватываемых целей до 26-28 км; увеличение дальности до 4600 км и времени барражирования до 5 ч; повышение помехозащищенности; возможность одновременной атаки двух целей; возможность групповых действий. Предполагалось, что эксплуатироваться сможет с тех же аэродромов, что и Ту-128/128М. Проект был представлен командованию авиации ПВО страны и получил поддержку главкома А.Кадомцева. В ОКБ развернулись работы по новому самолету, был построен макет, работала макетная комиссия. Но в мае 1968 г. в катастрофе на МиГ-25П А.Кадомцев, прекрасный летчик и авиационный инженер, погиб. Новое руководство авиации ПВО предпочло установить систему на модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна Е-155МП, который был принят на вооружение под обозначением МиГ-31. Все попытки А.Н.Туполева и его коллег добиться продолжения работ по теме результата не дали. Фотографии и схемы

Фотографии и схемы
First 24 Кб Схема первого варианта самолета . Фото: «АиВ» по материалам АНТK им. А.Н.Туполева
<148> 44 Кб Модель одного из вариантов самолета . Фото: АНТK им. А.Н.Туполева
<148> 43 Кб Модель одного из вариантов самолета . Фото: АНТK им. А.Н.Туполева

 

Похожие статьи:

ОКБ ТуполеваТУ-98 ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ОКБ ТуполеваТУ-82 ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ОКБ ТуполеваТУ-138 БАРРАЖИРУЮЩИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК
ОКБ ТуполеваТУ-64 ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ОКБ ТуполеваТУ-91 ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК-ТОРПЕДОНОСЕЦ

Теги: ту, авиация
Комментарии
Комментарии (0)
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!