ВходРегистрация

Правила обращения с огнестрельным оружием. Часть 2

Определение упреждения при стрельбе по движущимся целям
Рис. 15. Величины упреждений по боковому направлению и по дальности: Аб— точка выстрела: Ау— упрежденная точка (точка встречи)

Величина пути S, пройденного целью за время полета пули tc, подсчитывается путем умножения скорости движения цели Vc на время полета пули до нее

S=Vц*tc

Величина упреждения по боковому направлению (УnБ) и величина упреждения по дальности (УnД) , как видно из рис. 15, равны:

УnБ = S sinК или УnБ = Vцtc sinК

УnД = S cosК или УnД = Vцtc cosК,

т. е. величина упреждения зависит от скорости движения цели, полетного времени пули и от курсового угла цели.

Легко понять, что боковое упреждение будет наибольшим при фланговом движении цели и наименьшим при движении цели, близком к фронтальному.

Упреждение по дальности будет наибольшим при фронтальном движении цели: если движение пели строго фланговое (К= 90°), упреждение по дальности равно нулю.

Пример 1. На расстоянии 600 м от ручного пулемета наблюдаются перебежки пехоты противника; К=90°. Определим величины Уnб и Уnд

Время полета пули обр. 1943 г. на дальность 600 м равно 1,35 сек, скорость движения перебегающих фигур примем 3 м/сек. Тогда

Уnб=3*1,35*sin 90°=3*1,35*1=4,05м;

Уnд=3*1,35*cos90°=3*1,35*0=0 м.

Пример 2. Мотоцикл противника движется со скоростью 30 км/ч (8 м/сек) на дальности 500 м под углом 30° к плоскости стрельбы. Определить упреждение при стрельбе из автомата. Полетное время пули 1,04 сек; sin30°=0,5; cos30°=0,9.

Уnб =8*1,04*0,5=4,16м;

Уnд = 8*1,04*0,9=7,488=7,5м.

Пример 3. Катер противника уходит к противоположному берегу реки, имея скорость около 5 м/сек. Определить величину упреждения при стрельбе из пулемета Калашникова (ПКС) с дальности 800 м.

Полетное время пули 1,53 сек; цель движется от стреляющего, К=180; sin180°=0; cos180°=1

Уnб =5*1,53*0=0 м;

Уnд =5*1,53*1=7,65м.

По результатам решения этих примеров можно сделать вывод о практическом значении упреждения.

Упреждение по боковому направлению учитывается во всех случаях, кроме случая фронтального движения цели. Величина упреждения Уnб, как правило, бывает больше половины сердцевинной полосы рассеивания по боковому направлению (Уnб > 1/2 * Сд).

Так, в примере 1 цель движется сравнительно медленно, однако величина бокового упреждения более чем в пять раз больше половины сердцевинной полосы рассеивания при стрельбе лучшими пулеметчиками (Уnб=4,05 м; Сд=1,52 м). Следовательно, без взятия бокового упреждения на попадание в цель рассчитывать нельзя, т. к. сноп траекторий (эллипс рассеивания) не накроет цель и окажется сзади нее.

При фронтальном движении цели, когда цель двинется на стреляющего или от него, упреждение по дальности не имеет практического значения и не учитывается, т. к. величина его обычно с избытком перекрывается сердцевинной полосой рассеивания по дальности (Уnд <1/2 * Сд). Так, в примере 3 цель движется с большой скоростью, однако упреждение по дальности значительно меньше половины сердцевинной полосы рассеивания (Уnд =7,65 м, Сд=75 м).

Таким образом, для стрельбы по движущимся целям практическое значение имеет учет упреждения только по боковому направлению. Это значит, что огонь по движущимся наземным целям следует вести с прицелом, отвечающим дальности до цели в момент производства выстрела, а точку прицеливания выносить вперед цели на величину бокового упреждения.

В образцах стрелкового оружия боковое упреждение учитывается выносом точки прицеливания в сторону движения цели или установкой целика (бокового барабанчика). В первом случае оно часто выражается и откладывается в видимых размерах цели (в фигурах или корпусах).

Для того чтобы выразить упреждение в фигурах цели, необходимо, как это делалось при подсчете поправки на боковой ветер, величину упреждения в метрах поделить на ширину (длину) цели; отсчет упреждения в фигурах производится от середины цели.

При стрельбе из ручного и ротного пулеметов упреждение может быть выражено в тысячных и взято в делениях целика. Ведение огня при этом облегчается тем, что точка прицеливания выбирается на самой цели. Для расчета упреждения в тысячных надо величину линейного упреждения в метрах умножить на 1000 и разделить на расстояние до цели (по формуле тысячной). Например, если при стрельбе из ручного пулемета на дальность 500 м по бегущей фигуре (Vц=3 м/еек,

К=90°) линейное упреждение S=Vц*tc=3*1=3 м, то упреждение в тысячных УnБ=(3*1000)/500=6 тысячным, т. е. три деления целика. Если цель движется вправо, целик устанавливается вправо 3, при прицеливании ствол будет вынесен вперед по движению цели; если цель движется влево, целик устанавливается влево.

Рассчитанные подобным образом упреждения при стрельбе по наиболее типичной для стрелкового оружия цели (бегущая фигура, скорость 3 м/сек) для флангового движения приводятся в следующей таблице.

Упреждение Оружие под патрон Дальность, м
100 200 300 400 500 600 700 800
В фигурах человека Обр. 1943 г. 1 2 3 4 6 8 10 12
Винтовочный 1 1,5 2,5 3,5 4,5 6 7 9
В тысячных Обр. 1943 г. 4,5 5 5 5,5 6 6,5 7 8
Винтовочный 4 4 4 4,5 4,5 5 5 5,5

Можно рекомендовать запомнить соответствующие строчки таблицы автоматчикам и пулеметчикам. Однако с проверенной на практике точностью можно допустить следующие округления, очень удобные для запоминания величин упреждения; при стрельбе из автоматов и пулеметов на дальностях до 600 м величина упреждения при фланговом движении живой силы (Vц=3 м/сек) в фигурах человека равна числу сотен метров до цели или 1 пяти тысячным. Если цель (мотоциклист, автомобиль, бронетранспортер) перемещается со скоростью 20 км/ч, 1 то упреждение при фланговом движении надо брать вдвое больше, чем при стрельбе по живой силе.

Например, при стрельбе на дальности 600 м из ротного пулемета по мотоциклисту, движущемуся со скоростью 6 м/сек (примерно 20 км/ч), угловое упреждение 1 будет равно 10 тысячным или 5 делениям целика.

В случае косого движения цели боковое упреждение 1 цели УnБ =Vц*tс*sinK будет тем меньше, чем меньше курсовой угол цели, так как синус угла изменяется от единицы при K=90° до нуля при K=0 или 180°. Так, при курсовом угле 30° (150°) боковое упреждение равно половине табличного упреждения, при K=45° (135°) оно будет равно 0,7 (sin45°=0,7) и при K=60° (120") боковое упреждение составит 0,9 от величины табличного упреждения (так как sin60°= 0,9).

Однако в боевой обстановке стреляющий не сможет точно определить курсовой угол цели. Опытные данные показывают, что не все стреляющие могут определить курсовой угол даже с точностью до 15°. На основании этого в наставлениях по стрелковому делу дается указание о том, что при косом движении цели упреждение следует брать в два раза меньше, чем при фланговом. Это упрощение также оправдывается практикой, так как значительно облегчает расчеты стреляющего, хотя и дает небольшой проигрыш в точности.

Способы стрельбы по движущимся целям

В практике стрельбы из стрелкового оружия по движущимся целям нашли применение два способа ведения огня: способ сопровождения цели огнем и способ выжидания цели (огневого нападения).

Сущность способа сопровождения цели огнем заключается в том, что стреляющий, взяв требуемое упреждение. открывает огонь и перемещает оружие (линию прицеливания) в сторону движения цели соответственно ее скорости. При стрельбе из автомата трудно в течение продолжительного времени вести огонь, сопровождая цель, и поэтому огонь рекомендуется вести короткими очередями, уточняя правильность наводки после каждой очереди. При стрельбе из пулеметов, в зависимости от дальности стрельбы и скорости движения цели, огонь можно вести короткими или длинными очередями. Упреждение для ведения огня этим способом берется по рассмотренным выше правилам и учитывается или выносом точки прицеливания, или установкой целика (бокового барабанчика).

Стрельба способом сопровождения по расчетам имеет такую же действительность, как и стрельба по неподвижным целям, так как при правильно взятом упреждении и точки прицеливания средняя траектория должна проходить в середине цели.

Сущность способа выжидания цели (огневого нападения) заключается в том, что стреляющий прицеливается в точку, выбранную впереди движения цели, и с подходом цели к этой точке на величину нужного упрежденяя или непосредственно к ней (если упреждение учтено с помощью целика) производит длинную очередь. Цель, перемещаясь, пересекает сноп траекторий. Если цель не будет поражена с первой очереди выстрелов, стреляющий выжидает ее в следующей точке и повторяет стрельбу.

Величина бокового упреждения и длина очереди при стрельбе способом выжидания цели (огневого нападения) выбираются так, чтобы были учтены возможные ошибки в определении скорости цели и момента открытия огня.

Скорость движения цели может быть определена с ошибкой, а следовательно, и упреждение может оказаться большим или недостаточным, тогда при стрельбе пули очереди пройдут впереди или сзади цели. Но и при правильно рассчитанном упреждении стреляющий может допустить ошибку в выборе момента открытия огня, и тогда тоже возможны трассы опережающие (если огонь, открыт рано) или отстающие (если огонь открыт с опозданием). Чтобы компенсировать возможные ошибки при ведении огня способом выжидания цели, огонь открывают с упреждением заведомо большим, чем рассчитанное для данной скорости цели; а для того, чтобы все пули не оказались впереди цели, увеличивают длину очереди. Вот почему в правилах стрельбы по движущимся целям, изложенным в наставлениях по стрелковому делу, указано, что при ведении огня способом выжидания цели (огневого нападения) упреждение берут в полтора-два раза больше, чем при ведении огня способом сопровождения цели.

Практически при стрельбе способом выжидания цели при фланговом движении ее со скоростью 3 м/сек величина упреждения в фигурах человека округленно равна удвоенному числу сотен метров до цели, а в тысячных — 10 тысячным. По целям, имеющим большие скорости, упреждение соответственно увеличивается; при косом движении цели упреждение берется вдвое меньше, чем при фланговом.

Так увеличением величины упреждения компенсируют возможные ошибки в определении скорости цели, чтобы не получить отстающих трасс.

Чтобы компенсировать возможные ошибки в другую сторону и не получить всю очередь впереди цели, стрельбу ведут только длинными очередями. Причем длина очереди на дальностях до 600 м должна быть не менее 5— 8 выстрелов; с увеличением дальности стрельбы и скорости цели, т. е. с увеличением упреждения, длина очереди должна возрастать до 10—15 выстрелов.

Стрельба способом выжидания цели (огневого нападения) не требует точного определения скорости движения цели и дальности до нее (в пределах дальности прямого выстрела), так как, заведомо беря упреждение больше табличного, предполагается поражение цели за счет пересечения ею снопа траекторий пуль. В этом главное преимущество данного способа ведения огня но движущимся целям. Но такой способ имеет значительно меньшую действительность, чем стрельба способом сопровождения цели. Однако в практике боя далеко не всегда удается вести огонь способом сопровождения цели. Так, например, трудно вести огонь этим способом по целям, движущимся с большими скоростями, по целям, движущимся на встречном скате под острым углом к направлению стрельбы; малоэффективен этот способ при отсутствии трассирующих пуль и при плохих условиях наблюдения за рикошетами.

Во многих случаях можно вести огонь по одной цели, сочетая оба способа стрельбы

Стрельба при фронтальном движении цели

При фронтальном движении цели направление стрельбы остается неизменным, а расстояние до цели изменяется непрерывно. При этом, как было рассмотрено выше, никакого упреждения определять не нужно. Однако при подготовке данных надо учитывать, что от момента обнаружения цели до момента открытия огня затрачивается некоторое время, обычно 20—40 сек. Это время при рассмотрении правил стрельбы по движущимся целям принято называть работным временем.

Если, например, цель—пехота противника—движется за танками с рубежа 700 м со скоростью 3 м/сек, то за работное время 30 сек она пройдет путь в 90 м. Значит, обнаружив цель на расстоянии 700 м, для открытия огня в нашем примере следует назначить прицел 6.

Таким образом, установка прицела для стрельбы по целям, движущимся на стреляющего или от него, должна соответствовать тому расстоянию, на котором цель может оказаться в момент открытия огня.

Возможен и другой способ выбора (назначения командиром отделения) исходной установки прицела при фронтальном движении цели. На пути предполагаемого движения цели выбирают несколько рубежей или местных предметов и определяют по ним исходные установки— прицел и точку прицеливания (с учетом поправки на боковой ветер). Огонь по цели открывают в момент ее подхода к одному из намеченных рубежей.

В напряженные моменты боя, особенно при отражении атак и контратак противника, огонь по целям, движущимся в плоскости стрельбы, выгодно вести в пределах дальности прямого выстрела с постоянной установкой.; прицела.

Стрельбу по атакующей живой силе противника на расстоянии от 200 м и ближе следует вести длинными очередями с рассеиванием пуль по фронту цели. При этом быстрота углового перемещения пулемета (автомата) должна быть такой, чтобы плотность огня во всех случаях была не менее двух пуль на каждый метр фронта цели.

Вид, способ ведения и корректирования огня по целям, движущимся в плоскости стрельбы, выбираются в зависимости от характера цели и обстановки, по тем же правилам, что и при стрельбе по неподвижным целям, так как направление стрельбы не изменяется, а изменение дальности из-за движения цели за время полета пули настолько незначительно, что его нет смысла учитывать. Если же по цели ведется огонь в течение сравнительно продолжительного времени (15—20 сек), то цель при скорости 4—5 м/сек переместится на 60—100 м. Такое изменение расстояния может учитываться в ходе стрельбы обычно изменением точки прицеливания.

Корректирование огня осуществляется по результатам наблюдения за рикошетами пуль на местности, за положением трасс или за поведением обстреливаемой цели. При этом следует учитывать положение только группы рикошетов пуль или трасс одной или нескольких очередей.

Если рикошеты (трассы) наблюдаются в створе с целью, но дальше или ближе ее, то поправка в установку прицела или положение точки прицеливания вводится с учетом характера движения цели. Так, например, наблюдая недолеты в 100—150 м по приближающейся цели, можно, не изменяя прицела и точки прицеливания, выждать, когда цель подойдет к месту падения пуль, и в этот момент продолжить стрельбу. Если в этих условиях получены перелеты, то необходимо уменьшить прицел на 1—2 деления или понизить точку прицеливания на одну фигуру человека (при этом дальность стрельбы в среднем уменьшится на 100—150 м).

При стрельбе по живой силе противника на бронетранспортерах или автомобилях кроме патронов с обыкновенными пулями следует применять патроны с бронебойно-зажигательными пулями.

Стрельба при фланговом и косом движении цели

Основной трудностью стрельбы при фланговом и косом движении цели является необходимость учета бокового упреждения. Выше были рассмотрены общие выводы и примеры по расчету величины бокового упреждения; в наставлениях по стрелковому делу даются таблицы упреждений по типичным целям. Понятно, что в боевых условиях не представляется возможным пользование таблицами стрельбы. Надо либо запомнить всю таблицу упреждений для данного вида оружия, либо знать полевые правила расчета упреждений с округлениями, при которых сохраняется достаточная для практики точность. Такие правила были уже приведены выше. Практика боевой подготовки войск показала их несомненную пользу: личный состав подразделений легко их запоминает и при достаточной тренировке умело применяет.

Помимо упреждения в подготовке данных по движущимся целям надо учитывать и боковой ветер.

Расчет суммарной (общей) поправки на движение цели и боковой ветер вызывает наибольшую трудность при подготовке данных. Командиры отделений и пулеметчики во всех случаях должны понимать и сознательно решать подобные задачи. Порядок их решения покажем на примерах.

Пример 1. Определить общую поправку по боковому направлению при стрельбе из ручного пулемета на дальность 500 м, если цель—перебегающая пехота справа налево (К= 90°), а ветер—боковой умеренный слева (дует навстречу движению цели).

Пользуясь полевыми правилами, находим поправки: — на движение цели УnБ =5 фигур влево (так как цель движется справа налево);

- на боковой ветер Пв=Пр—2=5—2=3 фигуры тоже влево (так как ветер относит пули вправо);

- общая поправка 5+3=8 фигур влево.

Из примера понятно, что во всех случаях, когда ветер дует навстречу движению цели, общая поправка равна сумме поправок па движение цели и ветер; точка прицеливания выносится в сторону движения цели.

Пример 2. Определить общую поправку по боковому направлению при стрельбе из ручного пулемета на дальность 500 м, если цель—перебегающая пехота справа налево (К=90°), а ветер—боковой умеренный справа (дует в сторону движения цели). По полевым правилам находим поправки: — на движение цели УnБ =5 фигур влево (как в примере 1);

- на боковой ветер Пв=5—2=3 фигуры вправо (так как ветер относит пули влево);

- общая поправка равна 5—3=2 фигуры влево (в сторону большей поправки).

Пример 3. Условия те же, что и в примере 2, но ветер сильный. Находим поправки:

- на движение цели УnБ= 5 фигур влево;

- на боковой ветер Пв=(5—2)*2=6 фигур вправо;

- общая поправка равна 6—5=1 фигура (вправо, в сторону большей поправки).

Из примеров 2 и 3 можно сделать следующий вывод: если движение цели и ветер имеют одно и то же направление, то из большей поправки вычитается меньшая и точка прицеливания выносится в сторону большей поправки.

Подобные задачи, с сознательным выполнением действий, должны решать в первую очередь командиры мотострелковых и пулеметных отделений, а также наводчики пулеметов. Для автоматчиков в большинстве случаев подготовку данных для стрельбы по движущимся целям при наличии бокового ветра целесообразнее производить командирам отделений и в команде на открытие огня указывать величину общей поправки по боковому направлению.

Корректирование направления при стрельбе способом сопровождения цели производится следующим образом. Если трассы (рикошеты) наблюдаются впереди пели, то можно уменьшить угловую скорость перемещения оружия или перейти к стрельбе способом огневого нападения: навести оружие в точку, к которой приближается цель, и открыть огонь с рассчитанным упреждением, сохраняя во время производства очереди оружие неподвижным. В случае наблюдения отстающих от цели трасс (рикошетов) следует к величине упреждения добавить величину отклонения и продолжать вести огонь.

Корректирование направления при стрельбе способом выжидания осуществляется по наблюдениям за группированием трасс очереди относительно) цели. Признаком правильно взятого упреждеиия является наличие трасс, прошедших как впереди, так и позади цели.

Корректирование дальности при фланговом и косом движении цели производится так же, как и по неподвижным целям, потому что практически расстояние до цели за время стрельбы можно считать неизменным.

Особенности стрельбы по воздушным целям
Воздушные цели по своему характеру и возможностям маневра имеют существенные особенности по сравнению с движущимися наземными целями, что приводят к необходимости выработки особых правил стрельбы по ним. Непрерывное и быстрое изменение положения воздушной цели в пространстве вызывает существенные трудности в наводке оружия: ось канала ствола нужно направлять не в точку Ав, в которой находится цель в момент выстрела, а в упрежденную точку Ау, куда переместится цель за время полета пули (рис. 16).
Рис. 16. Элементы наводки при стрельбе по самолету:
Ав —точка выстрела;
Ау —упрежденная точка: Ав Ау = S— линейное упреждение, равное Vц tу;
Дн — наклонная дальность до цели;
Ду—дальность до упрежденной точки;
Р—курсовой параметр;

Нц—высота полета цели

Рассмотрим особенности воздушных целей на наиболее характерных целях—самолетах.

Первая из них—это возможность цели совершать широкий маневр в воздухе. Современные самолеты, например, могут пикировать и кабрировать под углом до 70—80°, резко изменять курс полета, в широких пределах изменять скорость полета—примерно от 300 до 1000 км/ч.

Второй особенностью воздушных целей являются их малые размеры, особенно их уязвимых частей, то есть тех, попадание в которые опасно для самолета. Например, длина современных истребителей составляет 10—12 м, бомбардировщиков до 20 м. Площадь же уязвимых участков, попадание в которые опасно для самолетов, не превышает нескольких квадратных метров. В результате этого вероятность попадания в самолет, и особенно в его уязвимую часть, оказывается очень малой н для поражения цели требуется большой расход патронов.

Третья особенность—большие скорости полета самолетов—до 225—250 м/сек. При таких скоростях самолеты, летящие на малых высотах, имеют очень большую угловую скорость относительно огневых позиций. Например, самолет, летящий со скоростью 200 м/сек (720 км/ч) на дальности 200 м от огневых позиций, перемещается относительно стреляющих с угловой скоростью около 45" в секунду (рис. 16). С удалением цели от огневой позиции эта скорость несколько уменьшается и при удалении цели от параметра на 300—400 м составляет примерно 12—18° в секунду (при высоте полета 200—300 м).

Из этой особенности следует очень важный вывод о способах стрельбы по самолетам. Так, наиболее действительный из существующих способов стрельбы по любым движущимся целям—способ сопровождения цели—при стрельбе по быстро летящим самолетам оказывается неприемлемым. Это объясняется не только трудностью перемещения оружия с такой большой угловой скоростью, с какой летят самолеты, но и невозможностью правильного взятия упреждения в фигурах цели. Например, время полета пули при стрельбе из стрелкового оружия под патрон обр. 1943 г. на Д=500м составляет примерно 1 сек. Значит, стрельба по самолету, летящему со скоростью 200 м/сек, должна вестись с упреждением в 200 м, что составляет примерно 13 фигур цели (при длине корпуса самолета 15 м). Осуществить такое упреждение при большой угловой скорости цели практически невозможно. Следовательно, ведение огня по самолетам, движущимся с большой скоростью, способом сопровождения цели практически неосуществимо. По таким целям применяется ведение огня заградительным способом. И только по медленно летящим воздушным целям (вертолетам, планерам, транспортным самолетам и парашютистам) возможно ведение огня обычным сопроводительным способом.

Во всех случаях, учитывая малые размеры уязвимых частей самолета и пробивное действие нуль стрелкового оружия, предельными дальностями действительного огня по воздушным целям считают для оружия под патрон обр. 1943 г. 500 м, для оружия под винтовочный патрон 1000 м.

Стрельба заградительным способом

Этот способ применяется по самолетам, летящим со скоростью свыше 150 м/сек (600 км/ч) на высотах менее 500 м, и огонь ведется в составе взвода (отделения).

Ведение огня заградительным способом заключается в том, что впереди по курсу самолета ставится неподвижная зона сосредоточения огня с таким расчетом, чтобы обеспечить пересечение снопа траекторий с целью (рис. 17).

Рис. 17. Ведение огня по самолету заградительным способом

Выбор направления для постановки зоны сосредоточения огня определяется курсом и скоростью цели.

При скорости цели 250 м/сек на дальности 500 м (при полетном времени пули 1 сек) упреждение равно

S=Vц tу=250*1=250 м.

Но это упреждение рассчитано для встречи только первых пуль очереди с целью и без учета рассеивания пуль. Для более точного рассмотрения стрельбы заградительным способом надо учесть наличие рассеивания, возможные ошибки в определении скорости цели и случаи несвоевременного открытия огня.

Если скорость цели определена верно и огонь открыт своевременно, то при стрельбе с упреждением S=Vц tу самолет за полётное время пули tу должен подойти к средней траектории снопа рассеивания пуль. Значит, первую половину снопа (4Вб) цель пройдет без поражения и, только проходя вторую половину этого снопа, может быть поражена. Для того чтобы использовать весь сноп траекторий и тем самым увеличить вероятность поражения цели, надо брать упреждение, увеличенное на 4Вб, т. е.

S=Vц tу+4Bб.

При ошибке в определении скорости движения цели в меньшую сторону пули могут запоздать и оказаться позади цели; во избежание этого стрельба должна начинаться с упреждением, заведомо большим, чем S=Vц tу+4Bб.

Принято считать, что истинная скорость самолета может быть в 1,5 раза больше или меньше найденной. Следовательно, упреждение надо брать, исходя из возможной скорости цели в 1,51 Vц tу

Кроме того, чтобы учесть возможное запаздывание открытия огня после команды “Огонь”, упреждение S=1,5Vцtу увеличивают до 2Vцtу, т. е. берут удвоенную величину упреждения. Тогда с учетом рассеивания общее упреждение равно

S = 2Vцtу + 4Вб.

При стрельбе взводом суммарное срединное отклонение по боковому направлению можно принять в 10— 20 раз больше табличного. Это составит на расстоянии 500 м примерно 2,5—5 м, а 4В6 соответственно 10— 20 м. Очевидно, что учет 4В6 практически ничего не изменяет в нашем расчете, и можно считать, что при постановке зоны необходимо брать упреждение S=2Vцtу .

Таким образом, упреждение для постановки зоны сосредоточения огня равно удвоенному упреждению, определенному для стрельбы сопроводительным огнем. По приведенным расчетам на дальности стрельбы 500м при скорости цели 250 м/сек величина упреждения зоны составляет

S=2Vцtу =2*250*1=500 м,

Это позволяет определить момент открытия огня при постановке зоны заградительного огня: исполнительная команда “Огонь” должна быть подана, когда самолет находится примерно в 500 м от направления, в котором строится зона заградительного огня (рис. 17). Путь от точки ав до точки Лу самолет при скорости 200—250 м/сек пройдет за 2,5—2 сек. В это время необходимо вести непрерывный огонь из всех образцов стрелкового оружия взвода (отделения). Таким образом, минимальным временем постановки зоны .будет 2,5 сек. Однако огонь необходимо вести, пока цель находится в зоне обстрела, и, кроме того, нужно учесть возможные ошибки в преждевременном открытии огня, поэтому увеличивают время постановки зоны до 3— 4 сек.

Практически при ведении заградительного огня автоматчики и наводчики ручных пулеметов расходуют по одному магазину (соответственно по 30 и 40 патронов), а наводчики ротных пулеметов ведут огонь до выхода цели из зоны обстрела.

Мотострелковое отделение за время постановки зоны заградительного огня может выпустить 200— 250 пуль, мотострелковый взвод—600—750 пуль. Это дает плотность пуль, позволяющую реально рассчитывать на поражение цели.

Для поражения экипажа или вывода из строя отдельных агрегатов самолета пуля должна попасть в самолет и при этом обладать необходимой убойной энергией. Для пробития топливных баков или топливопроводов необходимо, чтобы пуля имела энергию не менее 20 кгм. а для пробития легкой брони (толщиной до 5 мм) и деталей двигателя—75—100 кгм. Энергию 65—75 кгм пуля патрона обр. 1943 г. имеет в 400 м, винтовочная пуля—в 700 м от точки вылета. Однако дальность действительного огня по приближающемуся самолету для пули патрона обр. 1943 г. достигаег 500 м, а для винтовочного патрона—1000 м,.так как пробивная способность пули возрастает при стрельбе по самолетам на встречных курсах: в этих случаях относительная скорость пули будет равна сумме скоростей самолета и пули.

Стрельба по самолетам ведется патронами с броне-бойно-зажигательной и трассирующей пулями; при отсутствии специальных пуль—патронами с обыкновенной пулей.

Во всех случаях стрельбы по самолетам нужно помнить, что на подачу команды и изготовку взвода к стрельбе требуется 3—4 сек. За это время самолет пролетает путь около 1000 м. При постановке зоны в 500 м от ориентира самолет необходимо обнаружить в 2— 2,5 км от позиции. Этим расчетом подтверждается первостепенное значение организации надежной системы обнаружения воздушных целей и своевременного оповещения о появлении самолетов противника.

Для обеспечения своевременной постановки зоны и правильного выбора направления и момента открытия огня командир должен использовать наземные ориентиры, причем, если нужно, выбрать дополнительные ориентиры на удалении 300—400 м от позиции.

Обнаружив цель, командир определяет направление для постановки зоны сосредоточения огня. Для этого он мысленно прокладывает курс цели на местности и определяет ориентир, ближайший к курсовому параметру, или указывает направление стрельбы длинной очередью с трассирующими пулями. Для стрельбы подается команда (примерно) “Взводу, над мостом, заградительным—огонь”. Команда “Огонь” подается в момент. когда самолет удален от указанного ориентира примерно на 500 м. По этой команде автоматчики и пулеметчики изготавливаются для стрельбы, придают оружию угол возвышения 45°, если цель летит в направлении позиции взвода, и по команде “Огонь” в течение З сек ведут непрерывный огонь, удерживая оружие в приданном направлении.

Стрельба сопроводительным способом

Из стрелкового оружия огонь сопроводительным способом ведется по медленно летящим воздушным целям—вертолетам, транспортным самолетам и парашютистам.

Сущность этого способа стрельбы, как и при ведении огня по наземным движущимся целям, состоит в том, что автоматчики (пулеметчики), перемещая оружие, непрерывно удерживают линию прицеливания впереди цели по ее курсу на величину рассчитанного упреждения и периодически производят очередь в момент наиболее точной наводки оружия.

Величина упреждения для стрельбы этим способом определяется при фланговом полете цели по известной формуле

S=Vд tв.

Поскольку огонь, как правило, открывается на дальности 500 м, куда время полета пули составляет примерно 1 сек, то величина упреждения в метрах численно равна скорости самолета в метрах в секунду. Поэтому для правильного расчета упреждения надо знать основные типы вертолетов и транспортных самолетов противника и их скорость в метрах о секунду. Исходя из скорости цели, величина упреждения берется в размерах корпуса вертолета (самолета).

Рассчитанные для типичных целей упреждения при стрельбе сопроводительным огнем в корпусах самолета приведены в следующей таблице.

Тип самолета и скорость Дальность стрельбы, м
300 500 700 900
Упреждение при стрельбе из оружия под патрон
обр. 1943 г. винто- вочный обр. 1943 г. винто- вочный винто- вочный винто- вочный
Вертолет, 50 м/сек 3 3 6 5 8 12
Транспортный, 100 м/сек 3 3 6 5 8 12

П р и м е ч а и и е. Длина корпуса вертолета принята равной 8 м, самолета—15 м.

Из таблицы можно сделать вывод, что округленно упреждение в корпусах самолета на дальностях до 700 м численно равно дальности до цели в сотнях метров. Это правило легко запоминается и практически пригодно для всего стрелкового оружия. Огонь по самолетам ведется на дальностях до 1000 м из оружия под винтовочный патрон с постоянной установкой прицела 4 или П, а из оружия под патрон обр. 1943 г. на дальностях до 500 м с прицелом 3 или П. Такие установки прицела объясняются тем, что стрельба по воздушным целям ведется, как правило, при больших углах места цели и наклонная дальность стрельбы увеличивается за счет повышения отлогости траектории.

Огонь открывается по команде командира в составе отделения или взвода и ведется длинными очередями. Если стреляющий ясно видит направление трасс своего автомата (пулемета), то при необходимости огонь корректируется изменением точки прицеливания. При корректировании огня по трассам следует иметь в виду, что трассы, направленные в самолет, кажутся автоматчику (пулеметчику) идущими выше самолета и несколько впереди него.

В целом действительность огня по самолетам сопроводительным способом выше, чем заградительным способом. Поэтому, когда представляется возможным, огонь сопроводительным способом надо предпочитать огню заградительным способом.

Стрельба по парашютистам всегда ведется сопроводительным способом. Упреждение при стрельбе по парашютистам определяется скоростью их снижения и направлением ветра. Скорость снижения парашютиста в среднем составляет 6 м/сек. На дальность стрельбы 500 м упреждение составит 6 м (при времени полета пуль в 1 сек). Принимая высоту снижающегося парашютиста за 1,5 м, упреждение будет равно 4 фигурам. Рассчитывая таким образом величину упреждения, можно составить таблицу упреждений для стрельбы по снижающимся парашютистам (см. таблицу ).

Вид оружия Дальность стрельбы, м
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1040
Под патрон обр. 1943 г. 1/2 1 2 3 4
Под винтовочный патрон 1/2 1 2 2 3 4 5 6 7 8

С допустимым для практики округлением из таблицы можно сделать такой вывод: упреждение при стрельбе по парашютистам в фигурах цели равно:

— для оружия под патрон обр. 1943 г.—дальности стрельбы в метрах минус единица;

— для оружия под винтовочный патрон - дальности стрельбы в метрах минус две единицы.

Точку прицеливания следует выносить на указанную в таблице величину упреждения в направлении снижения парашютиста, которая в большой степени зависит от силы и направления ветра. Нарис. 18 показано точка прицеливания по парашютистам на дальности 300 м. Отсчет упреждения производят от середины фигуры парашютиста

Рис. 18. Вынос точки прицеливания при стрельбе по парашютисту

Обычно выброска десанта производится с высот 300—500 м. В момент прыжка парашютист имеет скорость падения, равную скорости полета самолета. После выброски парашютист должен некоторое время выждать, пока за счет сопротивления воздуха его скорость не уменьшится до такой величины, при которой можно раскрывать парашют. После выдергивания кольца вытяжной парашютик вытягивает стропы и купол основного парашюта. На это уходит 2—2,5 сек. Раскрывшийся парашют замедляет скорость свободного падения до 6 м/сек. Эта скорость снижения является для парашютиста безопасной при приземлении. Общий путь свободного падения парашютиста от момента отделения от самолета за 4—5 сек составит 80—120 м. До момента приземления при десантировании с высоты 300—500 м остается путь в 220—380 м, который при скорости снижения 6 м/сек парашютист пролетает соответственно за 36—63 сек.

Незначительная скорость такой воздушной цели и сравнительно большое время на стрельбу позволяют производить наводку с большей точностью и по трассам пуль корректировать огонь.

Стрельбу по парашютистам открывают по командам командира или самостоятельно и ведут длинными очередями.

Стрельба по пикирующим самолетам

Огонь и бомбометание с пикирования имеют значительно большую точность, чем при других видах полета, а также оказывают большое моральное воздействие на наземные войска. Поэтому пикирующий полет самолетов будет довольно частым явлением в боевой обстановке.

Пикирование может производиться непосредственно на позицию огневых средств или на объект, расположенный в стороне от позиции. В обоих случаях в пикировании рассматривают три элемента (рис. 19): вход в пикирование (участок от А до Б); пикирование по прямой (на участке от Б до В); выход из пикирования (на участке после точки В).

Рис. 19. Схема пикирующего полета:
Нвх— высота входа в пикирование;
Ннп— высота начала пикирования:
Нсб — высота сбрасывания бомбы

Начало входа в пикирование обычно бывает на высотах 2—2,5 км, начало пикирования—на высоте около 1500 м. Скорость самолета при пикировании значительно возрастает—до 125% обычной скорости, полное время пикирования может исчисляться 3—5 сек, а путь самолета является практически прямолинейным.

Из рассмотренной схемы .пикирования можно сделать важные выводы.

Во-первых, наилучшие условия для поражения самолета создаются, когда самолет пикирует на огневую позицию. В этом случае линия прицеливания и направление полета пули совпадают с направлением полета цели, упреждение брать не нужно, и ствол оружия остается во время стрельбы все время в одном положении. Это наиболее простой по технике ведения огня случай стрельбы по воздушной цели, дающий наиболее высокую вероятность попадания. Но следует отметить, что стрельба по пикирующему на огневую позицию самолету требует очень высоких морально-волевых качеств, смелости и выдержки стреляющих и по моральному на-пряжеппю может быть сравнима только со стрельбой п лоб по атакующим танкам. Отсюда вытекает задача в подготовке подразделений — не только обучать способам стрельбы по самолетам, но и воспитывать особо необходимые для этой стрельбы морально-волевые качества.

Во-вторых, ввиду того, что скорость самолета при пикировании возрастает и может достигать 300 м/сек и более, огонь по цели, пикирующей на позицию огневых средств, следует открывать с дальности 900—1100 м из оружия под винтовочный патрон и с дальности 700— 900 м из оружия под патрон обр. 1943 г.: на эти дальности по пикирующим самолетам пробивное действие пуль оказывается достаточным для поражения цели, так как сила удара пули при встрече с быстролетящей целью возрастает за счет суммарной скорости цели и пули.

В-третьих, для выигрыша времени на изготовку к стрельбе надо уметь определить признаки входа самолета в пикирование при наблюдении за ним на горизонтальном полете. Скоротечность стрельбы по пикирующим целям требует ведения огня с наивысшим напряжением. Поэтому огонь ведется непрерывный с корректированием по трассам. Наводка производится в головную часть самолета по стволу автомата (пулемета) или с прицелом 3 для автоматов и ручных пулемётов и с прицелом 4 из оружия под винтовочный патрон.

СТРЕЛЬБА С ПОДВИЖНЫХ СРЕДСТВ

Современные мотострелковые подразделения располагают большим количеством средств передвижения— от боевых машин пехоты, различных бронетранспортеров до обычных автомобилей. В бою могут возникать условия, когда мотострелковые подразделения будут действовать не в пешем боевом порядке, а на бронетранспортерах* и вести с них огонь из стрелкового оружия. Такие условия создаются при преодолении районов, где противник наиболее надежно подавлен средствами ракетно-ядерного оружия, артиллерией и авиацией; в глубине обороны, где противник не оказывает организованного сопротивления; при преследовании отходящего противника; при действиях в разведке; при преодолении водных преград и в других случаях.

Стрельба с бронетранспортеров ведется из автоматов, ручных и ротных пулеметов десанта, а также из стрелкового оружия, установленного на бронетранспортерах.

* Здесь и далее под названием “бронетранспортер” будут пониматься все виды подвижных средств мотострелковых подразделений.

СТРЕЛЬБА С ПОДВИЖНЫХ СРЕДСТВ

Современные мотострелковые подразделения располагают большим количеством средств передвижения— от боевых машин пехоты, различных бронетранспортеров до обычных автомобилей. В бою могут возникать условия, когда мотострелковые подразделения будут действовать не в пешем боевом порядке, а на бронетранспортерах* и вести с них огонь из стрелкового оружия. Такие условия создаются при преодолении районов, где противник наиболее надежно подавлен средствами ракетно-ядерного оружия, артиллерией и авиацией; в глубине обороны, где противник не оказывает организованного сопротивления; при преследовании отходящего противника; при действиях в разведке; при преодолении водных преград и в других случаях.

Стрельба с бронетранспортеров ведется из автоматов, ручных и ротных пулеметов десанта, а также из стрелкового оружия, установленного на бронетранспортерах.

* Здесь и далее под названием “бронетранспортер” будут пониматься все виды подвижных средств мотострелковых подразделений.

Комментарии
Комментарии ()
Комментарии ()

Нет комментариев. Ваш будет первым!